Судьбы людские и исторический ракурс «Рудника» Мурата Джусоева

В Цхинвале состоялась презентация фильма «Рудник», снятого известным осетинским режиссером Муратом Джусоевым. Ранее в октябре прошла первая презентация фильма во Владикавказе. В ближайшее время картину планируется показать в Москве, а затем в Стамбуле – к юбилею осетинской диаспоры в Турции.

Выхода этой картины любители осетинского национального кинематографа ждали давно и с нетерпением, о чем свидетельствуют, в частности, полные кинозалы в ходе первого просмотра во Владикавказе и Цхинвале, а также многочисленные отзывы кинокритиков, журналистов и блогеров, и просто зрителей в социальных сетях. Посмотреть новый полнометражный художественный фильм известного режиссера пришли члены Правительства и Парламента РЮО, представители интеллигенции и молодежи.

Интерес к кинокартине не в последнюю очередь связан с личностью режиссера, завоевавшего устойчивую репутацию. Мурат Джусоев – выпускник сценарного и экономического факультетов ВГИКа. Работал на Одесской киностудии, где снял несколько полнометражных фильмов. В числе картин режиссера – «Похищение Европы», «Курьер на Восток», «Фанат» и другие. Позже Мурат Джусоев перебрался в Осетию, где снял несколько известных фильмов, в их числе «Фарн» и «Хохаг (Горец)», получивший приз жюри на международном кинофестивале 1992 года в Ашхабаде.

Режиссер работал и на Северо-Кавказской студии кинохроники, снимал документальные ленты. Это он автор таких документальных картин, как «Атлантида над облаками», «Кто?», «Цовкра, как она есть», «Лица», «Врата» и другие.

Как отмечают ценители его творчества, Мурат Джусоев относится к категории редких режиссеров, умеющих создавать объемные, предельно жизненные и содержательные картины.

Сказанное в полной мере относится к фильму «Рудник». Действие картины разворачивается в 19 веке в эпоху царской России. Именно в 19 веке, после присоединения Осетии к России, началась новая страница в истории осетинского народа. Тема российско-осетинских взаимоотношений, конечно же, была затронута в картине через призму судьбы главных героев фильма. В горах Северной Осетии русский ученый под руководством своего коллеги-кабардинца исследует местные залежи руды, и не подозревает, что станет участником конфликта между семьями. Такова одна из сюжетных линий фильма «Рудник».

В фильме переплетены разные сюжетные линии. Здесь и отношения старшего и младшего поколений, распри внутри осетинского общества. Здесь сталкиваются интересы, в том числе и религиозные. Сценарий завязан на нескольких сюжетных линиях, здесь есть место и любви, и дружбе, семейным отношениям, известным историческим событиям – все это сквозь тенденции того времени. Если говорить о жанре, то, по мнению кинокритиков, это скорее исторический социально-психологический и нравственный роман. Этот аспект всегда был очень важен для Мурата Джусоева, его героям, которые показаны без прикрас, свойственен поиск смысла своего бытия, истины в человеческом, а не метафизическом измерении. Неизменный голливудский сюжет с обязательным хеппи-энд не свойственен режиссеру. Его картины всегда полны человеческой драмы и трагедии.

Роли в фильме сыграли актеры Осетинского и Русского театров Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. «Рудник» стал первым фильмом новой кинокомпании «Ирмон». Основные съемки проходили в селениях Фиагдон, Даргавс, Верхний Згид, Нар. «Рудник» снят на осетинском языке, кстати, «Горец» тоже, что, безусловно, лишь повышает значимость картины для национальной культуры. Тем более, если учесть, что фильмы на национальном языке являются одним из эффективных способов популяризации родной речи в первую очередь среди молодежи.

Использованию осетинского языка в своих фильмах Мурат Джусоев придает особое значение, считая, что только мелодика родной речи способна точно передать органику героев.

Для режиссера этот фильм стал своего рода возвращением в сферу художественного кино, так как после выхода в свет последней художественной ленты Мурата Джусоева прошло 20 лет.

После презентационных показов «Рудник» Мурата Джусоева получил множество отзывов. Вот что говорит о картине член Союза кинематографистов РФ, член Ассоциации документального кино СК РФ, профессиональный киновед Индира Черджиева: «Мурат считает, что раннее сиротство его киногероев («Фанат», «Курьер на Восток», «Горец», «Рудник») дается не просто как боль и испытание. Оно обуславливает Свободу. Но свободу для избранных. Речь не идет о людях, путающих свободу со вседозволенностью. Свобода – как наличие воли выйти за круг привычных норм бытия, чтобы вернуться в этот круг, дав людям – новый закон».

Для осетинского блогера Алана Парастаева «Рудник» – главный фильм для целого поколения осетин. По его мнению, по нему будут судить о том, как жили в Осетии позапрошлого века, начиная с быта, одежды и гигиены, заканчивая духовной жизнью, законами и этнопсихологией. «Это своего рода энциклопедия нашей жизни на экране, ее будут открывать, смотреть, и вскоре станут на неё ссылаться. В ней показана природа того, как мы относимся друг к другу сегодня. Природа того, чему мы удивляемся, в самих себя, наверно более всего. А именно тому, почему в горе мы сплочёны и гуманны, а как только нечто позитивное приходит к нам на порог, как только появляется возможность стать богатым, сильным – мы бываем готовы перегрызть друг другу горло», – считает осетинский блогер.

Как и следовало ожидать, каждый увидел «Рудник» Джусоева сквозь собственную призму, а это означает, что картина никого не оставила равнодушным. В этом, прежде всего, заключается главный режиссерский успех и признание его труда.

А. ГЕРГАУЛОВА