Сохранить наши памятники, Церкви и Дзуары – долг каждого гражданина

Как уже сообщалось, в конце апреля под руководством управления охраны памятников Министерства культуры РЮО, была проведена выездная научная конференция в с.Икорта.

Идея проведения этого Дня охраны памятников в с.Икорта Цхинвальского района принадлежала руководителю управления охраны памятников Нелли Табуевой. Как известно, Нелли Табуева – человек, для которой сохранение историко-архитектурного достояния нашего народа является целью ее жизни. Выбор места рядом с древним храмом в с.Икорта, был неслучаен. Участники научного форума своими глазами увидели это величественное сооружение, почувствовали красоту и силу, которая исходила от храма и от места, где он стоит.

Нелли Табуева рассказала участникам конференции об истории создания икортского храма, о том, что храм внешне кажется в хорошем состоянии, но на самом деле он нуждается в срочной реставрации. Она с болью в душе говорила о том, что в стенах храма появились большие трещины, которые с каждым годом увеличиваются.

На конференцию были приглашены руководители министерств, ведомств, главы районов. К сожалению, кроме заместителя Председателя Правительства РЮО Аллы Джиоевой и министра культуры Махарбега Кокоева на мероприятии больше никого не было… Основная цель конференции состояла в том, чтобы привлечь внимание к вопросу сохранения культурного наследия наших предков, без которого не может быть духовного возрождения и развития нации. Во все времена культура являлась основополагающим стержнем для любого народа, государства. История показывает, что возрождение народа начинается тогда, когда народ возвращается к историческим корням, к своему великому прошлому. У нашего народа достойное прошлое, великая история и высокая культура. Благодаря этому мы, несмотря на все тяжелые исторические процессы, не перестали быть самими собой. И сегодня перед нами стоит большая проблема – дать толчок развитию Осетии и сделать все, чтобы она была такой же величественной, как и раньше. А начинать эту работу, несомненно, надо с духовного возрождения нации…

Культурное наследие должно сыграть большую роль в возрождении Осетии. Работа в этом плане проводилась всегда.

В беседе с Нелли Табуевой стало понятно, что в предыдущие годы, а именно в 1990 г., когда она возглавила Общество охраны памятников в Юго-Осетинской области, работа велась не в плане сохранения памятников, а просто в собирании членских взносов и т.д. Работа велась формально. Ничем другим это общество не занималось. Правда, проводились и мероприятия, где читались лекции…

Руководство Общества охраны памятников Южной Осетии разработало план по созданию овцеводческой фермы. Параллельно был разработан план «Возрождение национального промысла». Был также открыт в банке «Реставрационный счет». Все эти мероприятия должны были служить тому, чтобы Общество охраны памятников располагало своими средствами, которые можно было бы направить на сохранение памятников. Но с развалом Советского Союза и в результате грузинской агрессии запланированной работе не суждено было осуществиться.

В бюджете РЮО на текущий год не предусмотрены никакие суммы на охрану памятников. Для включения в инвестпрограмму была представлена программа по развитию и сохранению памятников. Была разработана программа на пять лет, и в ней реставрация памятников рассматривается отдельно, консервация памятников – отдельно, популяризация памятников также отдельно. По всем этим направлениям обозначены определенные суммы денег. «К сожалению, для реализации всех этих программ, у нас нет своих кадров. Дело в том, что у нас есть прекрасные строители, инженеры, архитекторы, но их направленность совершенно другая. Восстанавливать храмы, памятники – дело совсем иное. К строительству храмов нужен совершенно иной подход», – сказала Н.Табуева.

Сегодня остро стоит проблема нехватки специалистов-реставраторов памятников. Поэтому сохранение и реставрация памятников является трудным делом.

На вопрос, почему мы не просим у РФ лимиты в этом направлении, Нелли Табуева ответила, что министр культуры занимается вопросом выделения лимитов по этим специальностям. Свои специалисты-реставраторы нам нужны как воздух.

В РЮО много талантливых молодых людей, которых необходимо обеспечить лимитами по специальностям, которые нам нужны в деле реставрационных работ.

По мнению Нелли Табуевой, необходимо проделать большую работу и с родителями и учащимися в деле привлечения к этим специальностям наших детей. Не секрет, что многие родители считают и внушают своим детям, что они должны стать юристами, экономистами, врачами и т.д. Но получив дипломы по этим специальностям, молодые люди не всегда могут найти достойную работу. Поэтому, если мы благодаря профориентации сможем убедить и привлечь нашу молодежь к этим необходимым республике специальностям, то мы сделаем большое дело.

По убеждению Нелли Табуевой, охрана памятников не должна находиться в структуре Министерства культуры РЮО. Она должна стать совершенно отдельной организацией, отдельной структурой.

Нелли Табуева рассказала о том, что она собрала список российских колледжей, где готовят специалистов-реставраторов. Там готовят с 9 класса реставраторов-каменщиков, реставраторов-маляров… Нужно заинтересовать, привлечь молодежь к этим специальностям. По ее мнению, если бы у ее ведомства была возможность самим зарабатывать деньги, то вышеперечисленные мероприятия можно было бы осуществлять на практике.

Наши предки всегда славились во многих ремеслах. Об этом говорят многочисленные археологические находки. Искусство скифов, алан было признано во всем мире. Поэтому не может быть, чтобы у их потомков не было преемственности, их гены передаются следующим поколениям.

Сегодня в отделе охраны памятников создан реставрационный совет из трех человек, который работает на общественных началах. Он был создан для того, чтобы во время каких-либо реставрационных работ следить за тем, чтобы эти работы осуществлялись в правильном направлении, на законном основании. Члены реставрационного совета дают рекомендации по работам реставрационного характера. Без консультации этого совета запрещено приступать к реставрационным работам.

Недавно в управление охраны памятников обратился приезжий строитель, который просил, чтобы ему дали разрешение отреставрировать церковь на Згудери. «Реставрационный Совет дал ему рекомендации по реставрационным работам. Этот «товарищ» обещал выполнить наши рекомендации, однако как показало время, он нарушил все наши требования. Поэтому встает вопрос: с каких благих намерений он решил заняться реставрацией этого храма. Как известно, он в Цхинвале занимается строительными работами – это его бизнес, хотя доказывал нам, что является верующим человеком.

Не надо забывать и о том, что у нас была попытка кражи Морехского креста. В Храме Монастер еще недавно обитал монах, который тоже занимался вредительством… А чего стоила Осетии кража исторических книг из Нузальской церкви – это известно всем!

Надо восстановить традицию наших предков, которые твердо придерживались правила недопущения посторонних в свои святые места. Одним словом, необходимо проявлять больше бдительности!», – говорит Н. Табуева.

Наши храмы, памятники старины надо возводить и реставрировать, а для этого нужно подготовить национальные кадры. Проблемы культурного наследия во всем мире решаются на государственном уровне. Без поддержки государства мы ничего не добьемся. При этом то, что необходимо и можно сделать сегодня, мы уже не имеем права откладывать на завтра.

Находясь на конференции в с.Икорта у величественного храма, участникам первое, что бросилось в глаза – это то, что территория вокруг храма была чистой. В отличие от святых мест, которые находятся близко от Цхинвала, там почти не было мусора. Наверно это связано и с тем, что дорога не совсем близкая и люди туда попадают не часто. Студентам ЮОГУ было почти нечего собирать в приготовленные мешки для мусора.

К сожалению, всеми почитаемый храм в с.Джер обычно выглядит в этом плане совсем по-другому. Наши предки посещали эти святые места с верой и чистыми помыслами. К храму люди шли даже босиком, демонстрируя таким образом благие намерения.

Сегодня многое изменилось, причем в худшую сторону. Многие идут в храм с другим настроением… А после этих посещений рядом с храмом остаются кучи мусора.

Наверное, было бы целесообразно поставить шлагбаум для автотранспорта подальше от Джеры дзуара, а также запретить разводить костры и т.д. близко от него. Сейчас проводятся работы по обустройству территории храма. Все это должно положительно влиять на душевное состояние идущего, просящего благословения… Также необходимо, наконец, правильно определить и объяснить людям названия наших храмов, святых. У дороги в с.Джер стоит указатель, где написано, что дорога ведет к церкви Святого Георгия Победоносца. Мы же от своих предков знаем, что там находится дзуар Джеры Уастырджийы. Давно известно, что Георгий Победоносец был реальным историческим лицом – полководцем в Риме. За пристрастие к христианской религии он был замучен (колесован). Позже он был канонизирован церковью и возведен в лик святых.

Нашему же святому седобородому Уастырджи наши предки поклонялись несколько тысячелетий. Т.е. это разные святые.

Почему я об этом говорю? Потому, что если мы придем на святое место, где молились наши предки одному святому, а мы будем молиться другому, то наверно все наши просьбы не будут услышаны там наверху. А сами дзуары теряют от этого несоответствия свою силу!

Из истории мы знаем, что после нашествия монголо-татар, а затем и Тимура великая Алания была разгромлена. Завоеватели пытались уничтожать наших предков не только физически, но и духовно – на тонких планах…

В своих трудах Василий Абаев посвятил много времени этим вопросам. Когда были разрушены, сожжены исторические храмы наших предков, от них остались руины. Спустя время паломники поднимались на эти вершины и молились, и от этих мест по-прежнему исходила мощная энергетика, которая давала людям силу и веру. С приходом христианства в Осетию на многих местах-фундаментах бывших аланских храмов были построены христианские церкви. Все это с научной точки зрения написано и доказано великим Василием Абаевым. Много научных трудов посвящено этой теме и в наши дни.

Возвращаясь к с. Икорта, где стоит величественный христианский храм, необходимо помнить и то, что местные жители указывали на то, что их предки поклонялись на этом месте дзуару Таранджелос. Как известно из нартского эпоса, Таранджелос – это один из трех дзуаров-святилищ, которые образовались на святых местах, там, где упали три слезы Бога.

Подтвердила это и Нелли Табуева, которая рассказала об одной археологической экспедиции, в которой она принимала участие в Сванетии. Там было место, куда приходили люди в дзуары бон. В этом месте росли огромные деревья, а под ними были установлены столы и т.д. Н.Табуева доказывала руководителю экспедиции о том, что в давние времена на этом месте было какое-то святилище. Она просила провести на том месте раскопки. Но руководитель боялся гнева местных жителей. В результате, когда руководителя не было (он был в отъезде), но по его негласному разрешению были проведены раскопки, то был обнаружен дзуар VI века. Местные жители были очень обрадованы. Это говорит и доказывает то, что в людской памяти из поколения в поколение передавалась информация о святых местах, святилищах.

На месте Хисты Дзуар в с. Чеселт на вершине, на развалинах храма находится такая мощная энергетическая зона, что попадающий туда человек как бы заряжается жизненной энергией. Наверное, все это происходит потому, что наши предки хорошо знали, где строить храмы, а также многочисленные молитвы, которые они произносили на этих местах, сделали то, что мы наблюдаем сегодня там. Многие из вас тоже вспомнят много мест, где мы чувствуем эту энергетику.

Говоря о проблемах сохранения храмов, памятников, необходимо уделить внимание и следующей проблеме. Все мы помним, как в 90-ые годы прошлого века наши соседи привезли в Джеры Уастырджи изготовленные в Грузии входные двери. Естественно, орнамент на них был грузинский. Икортский храм тоже, несомненно, неоднократно подвергался реставрации. Внутри храма установлены надгробные плиты, где на грузинском и современном русском языках написаны соответствующие тексты. Осетией там и не пахнет! Мы, не задумываясь, разбрасываем самое ценное, что имели и оставили наши предки нам. Исполняя осетинские танцы «симд», «хонга» и т.д., грузинские ансамбли презентуют их как грузинские танцы. Представляете, какой бы они устроили международный скандал, если бы все было наоборот.

Возрождение Осетии начнется с возрождения духовности, с того могучего потенциала, которую имели наши предки. Поэтому сохранить, спасти наши дзуары – это долг каждого гражданина Осетии.

Инал ТИБИЛОВ