Служители Мельпомены в ожидании перемен

Какой театр сегодня нужен нашему обществу? Как себя вести на сцене актеру в современных условиях, в эпоху перемен, когда нет прежних ориентиров в жизни и творчестве? Каким языком говорить со сцены, чтобы быть понятнее зрителям и в то же время выполнять предназначение театрального искусства?

На эти вопросы сегодня предстоит отвечать не только администрации и художественному руководителю Юго-Осетинского госдрамтеатра, но и каждому актеру.

Помимо поиска ответов на извечные вопросы, актуальные для каждого театра, коллективу Юго-Осетинского госдрамтеатра приходится решать другие, более прозаичные вопросы, в частности, касающиеся условий работы, явно не соответствующих необходимым стандартам деятельности современного театра. Тем не менее, актеры и другие работники театра не изменили своему призванию, отказываясь от всех предложений и продолжая верно служить театральным музам.

Сегодня в театре идет подготовка к постановке сразу трех спектаклей. Один из них – «Дзæнæтмæ фæндаг» ставится режиссером Тамерланом Дзуццевым, по пьесе Людмилы Галавановой. К 70-летию Победы цхинвальский зритель увидит и новую постановку спектакля по пьесе Владимира Гаглоева «Ныййарæджы кадæг».

Еще одну комедию философского характера, с весьма романтическим названием «Уарзыс – нæ уарзыс» ставит режиссер Фатима Качмазова.

Сегодня одна из главных проблем театра по-прежнему связана с размерами финансирования.

Но самой наболевшей все же остается проблема кадров. Два года назад в Москве состоялся выпуск осетинской студии в Щукинском институте, однако из 15 человек в Южную Осетию вернулись только двое. В результате, сегодня в театре нет молодых актеров, с участием которых можно было бы ставить пьесы, затрагивающие проблемы молодежи. «Для Юго-Осетинского драмтеатра молодежная проблематика является одной из самых актуальных,- считает директор театра Филипп Каджаев, – поскольку никто не отменял роль театрального искусства в деле воспитания подрастающего поколения».

Дирекция театра уже который раз предпринимает попытки подготовить новое поколение актеров. Первоначально планировалось открыть на базе университета специальные курсы актерского мастерства или студию, однако, несмотря на всплеск интереса среди молодежи – на курсы записалось 30 с лишним человек, во вступительных испытаниях приняло участие всего лишь 6 человек, и только 3 из них смогли соответствовать предъявляемым требованиям.

В этом году вновь объявлен набор, и если количество желающих профессионально освоить актерское мастерство составит 12 человек, это уже позволит открыть отдельный факультет на базе Юго-Осетинского государственного университета или музыкального училища.

В поисках решения кадровой проблемы дирекция театра обратилась и к Северо-Осетинскому госуниверситету, где давно и успешно презентует себя актерский факультет. «Министр культуры Мадина Остаева со своей стороны отправила письма в ректорат СОГУ с просьбой оказать содействие в данном вопросе, выделить 5 целевых мест для югоосетинских абитуриентов. В СОГУ обещают рассмотреть наш вопрос», – подчеркнул директор театра. Не исключено, что подобное упорство приведет к нужному результату и один из способов решения этой проблемы окажется эффективным.

Впрочем, сложные условия работы и отсутствие молодежи на театральных подмостках – не единственные проблемы, мешающие развитию нашей сцены. Еще одна «больная мозоль» Госдрамтеатра – нехватка режиссеров.

По глубокому убеждению Филиппа Каджаева, режиссер – это человек с незаурядными способностями. Между тем, несмотря на колоссальный труд, который режиссер затрачивает при постановке, его творчество носит недолговечный характер. После художника остаются картины, после композитора – музыка, после режиссера – память от спектаклей, плохих или хороших, увы, быстро заполняемая новыми впечатлениями. Краткий миг таланта хрупок и недолговечен. В этом плане можно позавидовать кинопленке, на которой запечатлеваются взлеты и озарения гениальных открытий. Режиссер зависит от всех и всего, впрочем, как и актер. Искусство режиссера – коллективное, он ничего не может создать без актеров. По известному выражению, актер – это каскадер, который не знает, где сломает шею, режиссер – это шахматист, который должен просчитать на несколько ходов вперед.

Поэтому, если актер чувствует, что режиссер не может дать ему ничего кроме текста, ему трудно воплотить на сцене образ, говоря языком актеров, «попасть в роль».

По мнению директора, для театра было бы полезно время от времени приглашать режиссеров со стороны, но тут опять встает пресловутый вопрос финансов. На предлагаемую театром сумму режиссеры не соглашаются работать на югоосетинской сцене.

В этой связи встает вопрос о подготовке своих режиссерских кадров из числа молодежи. Впрочем, дирекция питает надежду, что после завершения строительства нового здания театра, где можно будет воспользоваться всеми техническими возможностями современной сцены, режиссеры из России откликнутся все-таки на приглашение представить свои спектакли на театральных подмостках Южной Осетии. Директор уверен, что переход в реконструированное здание театра позволит больше внимания уделять и другой проблеме – зрительской.

Цхинвал некогда называли городом театральным, где действительно считалось зазорным не ходить в театр и не иметь своих кумиров из актерской братии. Сейчас, как отмечают и сами актеры, и руководство театра, ситуация несколько иная. Бытовые проблемы довлеют над людьми, что отражается и на их отношении к искусству. Тем не менее, это не снимает ответственности с театра за выполнение просветительских и воспитательных функций.

Мешает эффективной работе на сцене и отсутствие театральных критиков. Критика в идеале – своеобразный помощник и актеру, и режиссеру. Именно она является связующим звеном между зрителями и коллективом театра. И еще: в прошлом году несколько актеров театра удостоились почетного звания «Заслуженный артист РЮО», в их числе Альма Джиоева, Жанна Догузова, Артур Гаглоев, Джамбулат Хугаев, Дзерасса Таугазова. «Это похвально и приятно, – говорит директор театра, – но вместе с тем обязывает к серьезной и дальнейшей работе, к ответственности. Ведь с заслуженного артиста и спрос больше».

Ну а пока, работая над новыми постановками, коллектив театра с нетерпением ждет окончания строительства нового здания, которое, по имеющейся информации, должно завершиться до конца этого года. Всего на это будет затрачено 1 миллиард 290 миллионов рублей. У многих актеров уже чемоданное настроение, а для руководства театра новое здание, оснащенное по современным стандартам, помимо резкого расширения возможностей и мощного импульса для творческой работы, означает и новые заботы. Обслуживание современной техники, которой будет оснащен театр и работа со сценой, потребует поиска дополнительно около 40 специалистов – звукооператоров, светотехников, инженеров и многих других.

Относительно театрального сезона в новом здании у драмтеатра есть свои задумки – планируется открыть сезон спектаклем «Фатима», и это весьма символично, поскольку театр носит имя Коста Хетагурова. Другая идея касается переноса памятника Коста на место перед театром, где раньше был фонтан. По словам Филиппа Каджаева, эта идея появилась еще в 80-х годах, по этому вопросу уже прошли консультации с представителями интеллигенции, и есть обращение на имя президента.

А пока?.. Пока есть сцена – узенькая, темная, где поднимается занавес, есть актеры небесталанные, многие из которых связывали и связывают с театром творческие надежды, творческие мечтания, жизнь… И есть еще много вопросов, проблем, в числе которых и напряженная внутренняя жизнь за кулисами, не всегда располагающая к душевным отдачам… А что завтра? А завтра новый театр, новые надежды…

А. ГЕРГАУЛОВА