Пространство свободы, или сальса на холсте

Выставка кубинского художника Омара Годинеса Ласо, проведенная в конце прошлой недели по инициативе Министерства культуры и посольства РЮО в России в рамках Международного фестиваля искусств «Взаимопроникновение», вызвала всплеск интереса к искусству Острова Свободы.

Ознакомиться с творчеством известного кубинского мастера кисти пришли Президент Южной Осетии Леонид Тибилов, заместитель Председателя Правительства Эрик Пухаев, другие члены правительства, творческие деятели и представители общественности.

Отмечая размах деятельности Омара Годинеса Ласо, председатель Союза художников Южной Осетии Тамерлан Цховребов рассказал, что его картины выставляются во многих государствах мира, их можно увидеть в музеях и частных коллекциях России, Италии и других стран. «Картины Омара Годинеса Ласо говорят сами за себя, их не надо объяснять, это ассоциативные картины, чувственные, эмоциональные, созданные в авангардно-символическом стиле», – сказал глава Союза художников Южной Осетии.

Президент Леонид Тибилов отметил, что несмотря на географическую отдаленность Южной Осетии и Кубы, всегда есть возможность для развития дружественных отношений. «То, что выставка организована в Южной Осетии, говорит о том, что мы всегда рады гостям, знаем цену дружбе и всегда готовы сотрудничать. Думаю, что искусство и впредь будет сближать нас с кубинским народом», – сказал Леонид Тибилов, напомнив об общих эпизодах в истории Кубы и Осетии, связанных с деятельностью генерала Исса Плиева, командовавшего группой советских войск на Острове Свободы в ходе Карибского кризиса.

Глава государства коснулся также влияния лидеров кубинской революции на формирование многих поколений политиков в различных странах.

О влиянии образа Кубы говорил и министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев, поблагодаривший за возможность «хорошей встречи с Кубой». «Для людей моего поколения Куба означала и означает очень многое. Благодаря Омару Годинесу мы получили возможность почувствовать себя на этом прекрасном острове и очутиться в окружении прекрасной разноцветной палитры кубинской жизни. Мне посчастливилось побывать на Кубе и у меня остались самые прекрасные воспоминания», – отметил Мурат Джиоев.

Прекраснейшим праздником назвал выставку Омара Годинеса Ласо директор Цхинвальской художественной школы Ахсартаг Алборты. «Его картины написаны очень эмоционально и живо, всматриваясь, человек начинает углубляться в них, создается ощущение, что это дверь в другие измерения. Невольно проникаешься и растворяешься в этих картинах, получая огромное наслаждение»,- сказал осетинский художник.

Сам Омар Годинес не скрывал своих восторженных впечатлений от приема в Южной Осетии. «Благодарю вас за возможность находиться здесь вместе с вами и рад познакомить вас с культурой Острова Свободы – моей Кубы. Я очень люблю ваш народ, и у меня здесь уже очень много друзей. Ваша страна удивительная и очень яркая, и народ очень красивый, по темпераменту наши народы схожи. Между Кубой и Южной Осетией много общего и нам нужно дальше развивать отношения», – уверен кубинский художник.

Омар Годинес также лестно отозвался о творчестве ряда осетинских мастеров кисти, прежде всего о работах осетинского художника-абстракциониста Ушанга Козаева, с которыми он познакомился в ходе выставок в Москве. «Невероятное мастерство», – сказал он.

На восприятии картин Омара Годинеса Ласо действительно сильное влияние оказал образ Кубы, который сформировался в Южной Осетии, вызывая устойчивые ассоциации. Флер революционной романтики, зримым носителем которого были культовые фигуры Че Гевары и Фиделя Кастро, неописуемый колорит Гаваны, завораживающие ритмы сальсы и босса-новы – все это зримо присутствовало в жизни нескольких поколений, влияя на приоритеты и мировоззренческие ценности.

Впрочем, последние десятилетия наложили дополнительный отпечаток на это восприятие. Образ Острова Свободы с яркими харизматичными лидерами, возглавившими борьбу за независимость против врага, стал еще ближе молодым поколениям нашей Республики. Именно этот фактор пришел на смену прежней социалистической солидарности, пестуемой в прошлом официальной идеологией.

Для посетителей выставки оказались близкими мотивы картин кубинского мастера кисти – яркие, сочные, наполненные энергией горячего солнца Карибов, поднимающие настроение и дающие прилив жизнеутверждающей воли к победе. Образ Свободы в полотнах Омара Годинеса присутствует четко даже в его манере создавать картины, не ставящие рамки для фантазии зрителя. Напротив, всегда есть ощущение простора для воображения, зритель словно слышит призыв проникнуться духом Кубы и тоже начать творить, творить свою жизнь, историю своего народа. Ну или просто почувствовать желание на миг самому превратиться в художника, способного передать на холсте вихри людского темперамента.

Как отмечает сам художник, он проводит реальность через свои эмоции, через свое мировоззрение. Поэтому в его картинах речь идет не о копировании природы и смыслов, а об оригинальной интерпретации мастера. Проходя через призму мировосприятия и эмоций, окружающая его картина мира через особую палитру Омара Годинеса превращается в параллельный мир, вбирающий в себя всю гамму человеческих ощущений и мыслей. Поэтому творчество кубинца – это продолжение жизни, и в то же время мы видим мир грез и мифов, сочетающий лиризм с напором и динамикой латиноамериканского темперамента.

Во многих картинах Омара Годинеса перед нами предстает многомерное пространство, с характерной полифонией выразительных средств, в котором изгибающиеся линии плетут волшебные арабески, окруженные усиливающимся, то вдруг исчезающим светом.

Образы с насыщенным колоритом, явными контурами, формирующими органичное единство образов, с четким ритмом, напоминающим сальсу – вот характерные черты постмодернизма кубинского мастера. В его полотнах доминируют красные, синие, ярко зеленые, желтые, лиловые, оранжевые цвета, с помощью которых он создает таинственные, страстные и фактурные композиции, передающие родные Омару Годинесу картины Кубы.

«Богиня моря», «Хозяйка леса», «Существо из мифа», «Старая Гавана», «Дыхание Города», «Старый город», «Серенада», «Крестьянская песня», «Истоки» и многие другие картины художника, представленные на выставке в киноконцертном зале «Чермен», дали зрителю полное представление о сути творчества кубинского мастера.

Словно в ритмах румбы перед глазами проносятся причудливые силуэты и очертания, окружающая реальность переходит в темпераментную пляску и жесткую энергию корриды, которую, кажется, никто не в силах сдержать.

Но параллельно с этим художник показывает нам другую реальность, тоже существующую в его многомерном мире, и здесь вступает в силу рациональное начало, выраженное в уверенном рисунке, выверенной композиции, выстраивающее объемы и силуэты, знаки и символы. Кажется, в этих картинах нет ничего лишнего и не продуманного. Мы видим уже не кубинский колорит, позволяющий ощутить драйв латиноамериканских мелодий, запах тропических фруктов, кофе и кубинских сигар, а образы – подчас суровые, навеянные народными легендами и мифами.

При этом здесь нет наивной аляповатости, скорее мы видим осмысление и размышление о трансцедентальном, попытку перевести язык древних мифов на доступные современному обществу аллегории и символов. Эти картины относятся к разряду наиболее сложных по содержанию и форме, требующие вдумчивого анализа из-за индивидуальности художественного языка мастера.

С первого взгляда они могут показаться чрезмерно загадочными, но затем замысел художника начинает раскрываться, обнаруживая целую философию бытийности. Тема обращения к образам прошлого в поисках собственной идентичности в работах Омара Годинеса позволяет провести параллели с творчеством целого ряда осетинских художников, часто обращающихся к теме мифологии и народных верований. Правда, инструментарий и стилистические акценты у них заметно другие, к тому же созданные ими образы более аскетичны и суровы.

Несмотря на разность сюжетов в картинах Омара Годинеса, включающих в себя как ностальгию о детстве, так и философские размышления, в одном можно проследить эксклюзивную манеру мастера, суть которого заключается в особом понимании мира, отсутствие ограничений для самовыражения и свободу демиурга. Его интерпретации зачастую сотканы из разных стилей и жанров, словно доказывая, что свободный творец волен выбирать инструментарий по своему усмотрению. Для Омара Годинеса художник не просто создатель вещей, а генератор идей, составляющих сущность человеческой жизни и воплощаемых им на холсте.

А. ГЕРГАУЛОВА