«Вероника Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование — мужская профессия, — подтверждал экс-министр культуры РФ, профессор Московской консерватории Александр Соколов. — Она первой в стране встала за дирижерский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще».
«В России я единственная женщина-дирижер и руководитель симфонического оркестра, — говорила она позже. — Человек, который стоит за пультом, должен решать много проблем, быть очень волевым и самое главное — иметь талант. В этом смысле между женщиной и мужчиной нет никакой разницы».
За годы управления оркестром Вероника Дударова исполнила и записала огромное количество произведений разного репертуара, от музыки барокко до современной симфонической. Она осуществила первые записи произведений таких композиторов, как Свиридов, Хачатурян, Хренников, Эшпай, Щедрин, Таривердиев, Шнитке, сотрудничала с выдающимися исполнителями: Спиваковым, Коганом, Гергиевым, Крайневым, Кремером, Плетневым.
Из неофициального: ее называли «огненным дирижером», «железной Вероникой», «Чингисханом в юбке». И с восторгом рассказывали о невероятном упорстве и силе воли. Вспоминали, например, историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году: во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга.
Восторгались ею и газеты. В 1986-м испанская La Vanguardia писала: «Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент. Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши».
Дударова, конечно, тяжело переживала, когда в эпоху перестройки ей, 75-летней, пришлось оставить свой оркестр.
Она не опустила руки ни в прямом, ни в переносном смысле. В 1991 году Дударова создала новый симфонический оркестр России, собрав под свое крыло 110 музыкантов.
5 декабря 1916 года родилась Вероника Дударова – первая на сегодняшний день единственная российская женщина-дирижер.
Родилась в Баку, в осетинской семье. Мама – домохозяйка. Отец — инженер-нефтяник. Уже с пяти лет Вероника обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, следом — в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. Так что стоит ли удивляться, что, переехав в 1937 году в Москву, юное дарование отправилось поступать в консерваторию уже Московскую.
В 1941-м она отказывается уезжать из Москвы в эвакуацию, остается в городе и продолжает репетировать.
В 1944-м, когда в столицу из эвакуации возвращается Центральный детский театр, дебютирует в нем в качестве дирижера.
Через год Вероника Дударова становится ассистенткой главного дирижера оперной студии Московской консерватории. Еще несколько лет, и она — дирижер, а после — худрук Московского государственного академического симфонического оркестра.
Вероника Дударова умерла 15 января 2009 года на 92-м году жизни. За 23 года до этого ее имени была названа одна из малых планет. И это тот случай, когда подобный жест не выглядит чрезмерным: быть звездой было бы для нее слишком пошло, а вот планетой — в самый раз.
Подготовила М.ГУБИЕВА