О танце как особом и древнем виде искусства

Вышла в свет книга режиссера-балетмейстера, народного артиста РЮО Мэлса Шавлохова «Осетинский танец и танцевальный коллектив»

Всякий человек, причастный к книжной торговле, знает, сколь важен для покупателя внешний вид издания, особенно если его содержательная сторона заранее неизвестна. Неслучайно людская заповедь «по одежке встречают…» с полным правом уживается и в мире книги. С этой точки зрения судьба новой работы балетмейстера Мэлса Шавлохова видится весьма счастливой. Это небольшой, как бы располагающий к открытому разговору формат книги и плотная коричневая на желтом фоне обложка, ее приятно держать в руках. Теме, облаченной в эту импозантную одежду, автор нашел точное словесное выражение: «Осетинский танец и танцевальный коллектив».

Это методическое пособие по обучению осетинским народным танцам предназначено для руководителей-хореографов детских и подростковых танцевальных коллективов в школьных образовательных и внешкольных учреждениях. Автор попытался на страницах книги рассказать о жизни осетинского танца в разные эпохи, об изменении его жанров и функций, найти исторические параллели многим современным явлениям осетинской хореографической культуры, приблизившись, таким образом, к пониманию происходящего сегодня в области осетинского танца. «Богато и разнообразно осетинское народное танцевальное искусство, – читаем в первой главе книги. – Это и стремительно темпераментные, воинственно героические, нежно лирические и юмористические мужские и женские, парные сольные и парно-массовые танцы. Они отличаются друг от друга формой, содержанием, и в то же время общими характерными особенностями, присущими создавшему их народу: светлым оптимизмом, величием духа, задушевностью и искренностью чувств, обаятельной простотой. Они летопись жизни осетинского народа с древнейших времен и до наших дней, одинаково восхищают как своих создателей, так и другие народы. Их можно поставить в один ряд с танцами наиболее цивилизованных народов мира». В обстоятельном труде из восьми глав представлены не только любопытные сведения о том, как создавался танец, автор рассказывает о той художественной атмосфере, которая способствовала появлению тех или иных национальных танцев, но и представлена методика работы в детских хореографических коллективах. Кроме общих моментов детально описывается множество упражнений, предложен четкий план их использования. Как развить музыкальный слух и движения сообразно музыке, свободу пластики и многое другое. Отдельные главы книги посвящены программе танцевального коллектива по обучению осетинским народным танцам в детских хореографических кружках, народно-сценической постановке танцев и составлению репертуарно-концертной программы…

Это существенно обогащает многослойную структуру книги, и делает ее доступной для самого широкого круга читателей. В книге сочетаются серьезность исследования и доступность материала. В ней выявлены характерные особенности осетинского танцевального языка. В то же время автор предупреждает, что в книге освещены не все вопросы по теории и методике работы с детьми. Содержание пособия составляет лишь основные, приведенные в определенную традиционную систему, принципиальные понятия, выводы, которые характеризуют теоретическую и практическую основу учебно-воспитательной работы с детьми и подростками. Мэлс Шавлохов, завершая вводную часть книги, резюмирует: «Пособие не является чем-то незыблемым. Каждый руководитель в зависимости от своего опыта и творческих способностей может, беря за основу учебный материал данного пособия, пополнять и по-своему обогащать занятия с учащимися, но не нарушать традиционные правила и графическую конструкцию построения традиционных движений и ходов осетинских народных танцев в хореографических коллективах».

Т.е. автор не стремится пошатнуть здание модных понятий (как считают многие профессионалы) типа следующего: «история танца – это необратимый путь от простого к сложному», или – «художник должен постоянно экспериментировать, обновлять язык» и другое. Но в то же время старается максимально сохранять этничность, традиционные формы осетинского танца. Как-то в одном из своих интервью Мэлс Шавлохов заметил: «…Сегодня некоторые хореографы вносят в осетинский танец свои новшества, свои идеи. Это, может быть, и неплохо, но мы должны прежде всего свято и бережно хранить и развивать наследие наших предков – традиционную форму осетинского национального искусства».

Форма предложенного материала подобна многократному погружению в глубины исторического океана и выплыванию на поверхность его, в день сегодняшний, часто в неожиданном для читателя месте. Порой внезапное возвращение заменяется ассоциацией, к которой с полной очевидностью (хотя и без конкретного словесного указания) подводит нас история.

В книге автором дается попытка систематизировать теоретический и практический материал по обучению осетинским народным танцам на основании многолетнего опыта работы, многообразного и динамического процесса развития хореографических коллективов в тесной связи с событиями социально-экономической и политической жизни Осетии.

Книга снабжена нотными примерами и фотографиями. Знакомство с ней будет полезно не только руководителям-хореографам, но и любителям осетинского национального искусства.

И. ТЕДЕЕВА