Новые тенденции в музыкальной культуре

Музыкальная культура Осетии относительно молода. Неслучайно, что именно молодые и талантливые композиторы, певцы и исполнители занимаются развитием и пропагандой музыкальной культуры Осетии.

Музыковед по профессии, композитор, исполнитель и педагог по призванию Лана Алборова взялась за новый проект, который расширяет возможности музыкального воспитания и образования не только в музыкальной среде, но и далеко за ее пределами. Но обо всем по порядку.

Свирель у многих, как говорит Лана, ассоциируется с копеечной игрушкой из детства. Этот музыкальный инструмент многим из нас родители покупали в магазине «Детский мир» ради забавы. Об удивительной метаморфозе превращения из игрушки этого хрупкого инструмента в полноценный музыкальный инструмент Лана знает все и даже больше. Несколько лет назад она уехала в Москву, где проработала в институте культуры и экономики преподавателем музыки. Здесь она сполна реализовала свои музыкальные амбиции, но в 2004 году из института Лана перешла работать в обычную общеобразовательную школу учительницей музыки. Мир, в котором она с комфортом и знанием дела преподавала специальные дисциплины, поменялся кардинальным образом. Здесь в обычной школе консерваторская терминология оказалась чужой и непонятной. Для школьников начальных классов требовалась другая подача. Было необходимо переформатировать все свои знания и умения для того, чтобы применить их в школе.

Дело это оказалось непростым и вместе с тем интересным. С детишками она нашла общий язык, и в этом ей немало помогла казалось бы детская игрушка, а на самом деле полноценный музыкальный инструмент – свирель. Прошло более 13 лет, как говорит она сама, только в родном Цхинвале поняла, зачем ей нужен был этот опыт. Как оказалось, приобретенные знания дали ей возможность судить об уровне подготовки учителей музыки в современных условиях в общеобразовательных школах.

Дело вот в чем. Когда ребенок приходит в музыкальную школу, наличие музыкального слуха определяет его дальнейший рост в музыкальном учреждении, что в целом влияет на его музыкальное воспитание и образование. В средних школах науке музыки следует учить всех детишек – со слухом и без него. И это большая сложность. Лана уверена, эффективную помощь в музыкальном образовании детей может оказать свирель. Да, именно свирель с ее легким и пасторальным звучанием. Тогда, в 2004 году, еще будучи в Москве, директор школы направила Лану на курсы повышения квалификации. Здесь познакомилась с методикой Э.Смеловой, которая разработала специальную программу обучения игры на свирели. Это альтернатива для учителей музыки, которая с легкостью может приобщить школьников вне зависимости от наличия слуха к музыке и, мало того, научить их играть на этом инструменте прямо с первого урока. Технология цифровая. По указанной методике звук – не нота, а цифра. Переход к ноте осуществляется позже, и это осознанное и осмысленное восприятие музыкального звука уже в нотном, графическом изображении дает потрясающий результат. Безусловно, эта технология заслуживает внимания, ведь она уже совершила большой прорыв в музыкальном образовании. И вот почему. Школьник не чувствует себя обделенным в музыкальном плане, он способен с первого раза исполнить мелодию, что является сильнейшей мотивацией. Дети приобщаются к музыкальной культуре с охотой, и как показывает опыт, даже тот ребенок, которого считали профессионально непригодным, на деле с удовольствием музицирует. Во Владикавказе свирельный проект с подачи Ланы работает с 2010 года. В том году она вернулась из Москвы. С большим уважением и интересом приняли ее предложение во Владикавказе в Лицее искусств. Методика преподавания очень простая, технология быстрая и мало затратная. Кроме того, свирельная методика помогает укрепить здоровье. Занятия на свирели благотворно влияют на нейронные связи, развивают ассоциативное мышление, что помогает укрепить психическое здоровье детей. А также помогает при лечении бронхов, бронхиальной астмы и т.д.

Лана сама теперь ведет мастер-классы для желающих обучиться этой технологии, в том числе и для учителей музыки. Несколько лет она рассказывает о методике преподавания, пропагандирует и обучает желающих на курсах повышения квалификации. Школьный коллектив Ланы успешно выступает на разных престижных конкурсах и фестивалях.

В настоящее время коллектив выпускает уже третий музыкальный альбом. В нем собраны произведения осетинских композиторов. Лане материалом помогают друзья, но она сама многое умеет: сочиняет, аранжирует, перекладывает произведения осетинских классиков, готовит к изданию нотный материал. С большими впечатлениями она приехала из Армении. Здесь со своим коллективом они встретились с большими мастерами игры на свирели. И это полное погружение в армянскую культуру она считает бесценным опытом. В Армении инструмент называется шви. Армяне делают свирель из абрикосового дерева. От этого она становится более благозвучной. Свирельные традиции в этой стране очень развиты. Игру на свирели преподают от начальных классов и до консерватории. Кроме того, ее впечатлило большое разнообразие учебной, нотной и методической литературы игры на свирели. Она планирует ознакомиться с традициями игры не только у народов Кавказа, но и в европейских странах, к примеру, в Ирландии.

Но больше всего ей хочется научить и обучить этой методике не только детишек, но и учителей музыки в Южной Осетии.

Возможно, в новом благоустроенном здании университета найдется место и для музыкантов тоже, и здесь бы она могла с пользой для всех вести методику преподавания игры на свирели. Опыт, который есть у Ланы, наработан не одним годом творческой и педагогической деятельности. Она не только пропагандирует свирельную методику, но и горячо желает применить ее на своей родине. Это станет серьезным и увлекательным подспорьем в обучении детей музыкой.

Тамара КОТОЛОВА