/Миг и вечность творца, или ожившие образы в руках Андрея Касабиева

Миг и вечность творца, или ожившие образы в руках Андрея Касабиева

Когда-то в античном мире, стране искусства и наук, родилась красивая легенда о знаменитом скульпторе Пигмалионе, который создал столь прекрасную статую женщины и вложил в нее столько своей души и любви, что богиня Венера оживила Галатею.

Мастер, о котором пойдет речь в этой статье, словно Пигмалион, «оживляет» мертвую субстанцию, вкладывая в нее свое внутреннее мироощущение, воплощая в послушном материале свой микрокосм, причем нередко столь выразительно, что кажется, деревянные фигуры готовы начать говорить с теми, кто заходит в мастерскую Андрея Касабиева. Удивительные композиции, создаваемые им из дерева, говорят о том, что он наделен талантом, который дается не часто.

У самого входа в мастерскую Андрея Касабиева внимание посетителя привлекает довольно массивная колода орехового дерева, напоминающая мне почему-то «Моисея» поистине гениального Микеланджело, неистового в своем божественном предназначении, порожающем страстностью, непоколебимой целеустремленностью.

Работу над этой композицией резчик начал аж четыре года назад! Но окончательное решение о создаваемом образе им пока еще не принято, вот и ожидает безучастная колода своей участи… И думается, что при такой масштабности форм ей уготовано достойное место в коллекции мастера.

Увидев единожды работы резчика по дереву Андрея Касабиева, зритель оказывается потрясенным величием, дивной пластикой и темпераментом, выраженным в дереве. Каждая из его деревянных скульптур — воплощение невероятной фантазии, полет которой не может ограничить никто, даже сам автор. Недаром их часто связывают с мятежной живописью Врубеля — те же широкие мазки, неуспокоенность, экспрессия. Работы позволяют оценить не только широту интересов мастера, но и его жажду творческой работы.

Скульптор чурается статики, предпочитая, по его же словам, «архаичную свободу», обобщенность образов, их динамику и экспрессию. Вместе с тем, его работы тяготеют к строгости, законченности, совершенству линий.

К популярному в прежние века материалу — древесине, сегодня обращаются редко. Дерево обросло множеством коннотаций, справиться с которым — задача не из простых. Однако, художника это не пугает. Мастер остается верен культуре, суть которой — ограничение и преодоление: себя, материала…

Он идеалист и романтик. Тем же качеством он наделяет и своих героев, которых вырезает, но старается воплотить в них внутреннее движение, порыв. Разглядывая любую из них — понимаешь, как тесно в небольшом зале этим сильным и решительным героям.

В каждой из работ, созданным мастером, есть свои уникальные особенности. Он умеет виртуозно использовать пластику, фактуру, теплоту дерева.

Помимо фигур на тему архаики, Нартского эпоса, в мастерской художника можно встретить скульптуры на более современные темы, в частности, мое внимание привлекла фигурка человека, распятого на знаке доллара, как символ продажности, алчности современного мира, принесшего в жертву материальному благополучию чистые порывы души человеческой.

Самое удивительное, что в мастерской резчика нельзя увидеть каких-либо второстепенных работ. Каждая работа — это образец подлинного высокого искусства, воплощение красоты и совершенства, изящества очаровательной простоты и вместе с тем потрясающей глубины. В мастерской Андрея Касабиева много откровенных фигур, воспевающих красоту женского начала. Резчик, истинный ценитель женского тела, часто изображает его в стиле «ню». Правда, как признается сам мастер, параллельно с дамской темой он решил ближе к старости выпустить «когти», сделав акцент на анималистике. Его «зоопарк» миролюбив, ироничен и прежде всего фольклорен, что придает особый колорит его работам. Вытачивая своеобразным методом замечательные, неповторимые скульптуры, он поражает зрителя оригинальностью почерка и неповторимой индивидуальностью. Да, у него есть и грозный бык в боевой позе, и грациозный олень со строгим взглядом.

КУРИТЕЛЬНАЯ ТРУБКА, СПАСИБО ТЕБЕ!..

Рисованием мальчик увлекся с самого детства. Вспоминая те годы, он говорит, что страсть, склонность к рисованию, с годами проявлялась все более настойчиво и убедительно, это было этаким наваждением, которое поглотило и заполнило все сознание, отодвигая на второй план обычные детские игры.

Помимо обычных детских картинок, богатое воображение рисовало в сознании мальчика некие мифические и фантазийные образы, которые рождались на листах обычной школьной тетрадки, а порой и на стенах дома, комнаты.

С годами детское увлечение переросло в большую и истинную страсть, которая заполонила все его сознание. Определившись с выбором будущей профессии, он поступает учиться в Цхинвальское художественное училище, на факультет живописи, где успешно овладевает приемами художественного мастерства. После окончания воинской службы в рядах Советской армии он поступает в Северо-Осетинский госуниверситет на художественный факультет. В эти годы в душе будущего творца склонность к творчеству гармонично трансформируется в новую форму — резьбе по дереву. За прошедшие десятилетия, мастер в совершенстве овладел этим ремеслом. Работы мастера успешно экспонируются на многих художественных выставках. Самое интересное, что его первой работой по дереву стала курительная трубка, которая и сегодня занимает в его коллекции почетное место.

НАРТСКИЙ ЭПОС В МАЛЕНЬКОЙ МАСТЕРСКОЙ

В целом, сравнительно небольшая мастерская Андрея Касабиева, расположившаяся в доме, где проживает художник, при всем хаосе, характерном для всех мастерских и рабочих кабинетов творческих людей, напоминает маленький красочный музей. Из под потолка и полок разных ярусов, глядят причудливые поделки и образы известных персонажей, обработанные искусной рукой талантливого мастера. Здесь мы встретили и многих героев Нартских сказаний, в том числе знаменитого и хитрого Сырдона, вездесущего и мудрого старца. Здесь и фигуры животных, населяющих Кавказ, предметы быта и хозяйства осетин. Некоторые законченные работы из дерева, очень эстетично соединены с диким камнем редкого черного цвета, составляя удивительные гармоничные композиции.

В работе резчик в основном использует древесину грецкого ореха, имеющую глубокий шоколадный оттенок с богатой внутренней структурой древесных волокон, образующих некий характерный рисунок с перепадами, переливами цветовых оттенков, придающий всем изделиям из ореха особенный шарм и статус. Мастер использует и обычную твердую древесину самшита.

Резные деревянные кубки и чаши для вина и пива, украшенные богатой замысловатой резьбой, отражающей национальные осетинские орнаментальные мотивы волнуют воображение зрителя.

Согласно преданиям старины, на древних осетинских пирах и застольях, угощенья и именной бокал почетному гостью подносились в подобных резных деревянных чарках.

Очень привлекательны в мастерской даже инструменты, которыми резчик создает эти чудесные произведения. Здесь можно увидеть обычные стамески по дереву, пилы, пилки и молоточки. Есть здесь инструменты и удивительной конфигурации и размера, непонятные простому глазу, с помощью которых художник придает своим работам законченность форм и совершенное великолепие.

Сам Андрей Касабиев, творец и владелец этой замечательной художественной галереи, оставляет впечатление очень сдержанного и скромного человека. Осетины о таких людях говорят «уæздан, æгъдауджын адæймаг». Он и вправду такой, он весь в работе, в творческих раздумьях. Вся эта окружающая жизненная суета, кажется, проходит мимо него. Он живет в своем мире, игнорируя невзгоды и трудности и, как истинный творец, ожидает своего звездного часа. И мне думается, он его обязательно дождется. Он заслуживает такого признания — по праву большого и истинного творческого дарования, щедрого дара самой природы.

Алла ГЕРГАУЛОВА