Международная культурная площадка вместо локальных проектов

В Южной Осетии в прошлом месяце завершился на редкость удачный проект «Alania-solo». Если не вдаваться в детали этого фестиваля, красочно обрисованного в многочисленных репортажах, наше внимание привлекло следующее обстоятельство, связанное прежде всего с отсутствием практики регулярного проведения подобных мероприятий в масштабах всей Южной Осетии. При этом, что самое интересное, единичные конкурсы и фестивали столь массового характера всегда демонстрируют отличный эффект, становясь незаурядным событием в культурной жизни РЮО. В свое время еще более громким и масштабным событием стал международный детский фестиваль «Яблоко Нартов», в котором приняли участие детские коллективы из многих стран мира, включая Израиль, Сербию, США, Великобританию и др., не говоря уже о гостях из регионов России.

«Яблоко Нартов» действительно стало пространством для формирования межкультурного диалога и коммуникаций. Проведение этого фестиваля на регулярной основе могло превратить Южную Осетию в неформальную международную площадку в сфере культуры, став своего рода региональной детской «Новой волной». Но, к сожалению, эффект от этого фестиваля не был закреплен и продолжен.

Незаурядным явлением стал и проект «Сталыты ферттывд», но он также имел локальный характер.

Нынешний проект «Alania-solo» проводился с несколько другими акцентами и географическим охватом, но по части мощного творческого импульса в деле популяризации национальной культуры также стал значимым событием. Однако и этот фестиваль, если не получит продолжения, тоже обречен на яркий, но мимолетный успех. Автор «Alania-solo» Тамерлан Сиукаев и его команда планируют сделать проект ежегодным, но, видимо, одного их желания и таланта будет недостаточно для того, чтобы создать долговечное явление в культурной жизни Южной Осетии, тем более с прицелом на более широкий региональный охват.

Здесь необходимо активное участие как государства, так и частных спонсоров и меценатов, ну и еще такая мелочь, как расширение горизонта устремлений с тем, чтобы создать действительно серьезный международный детский фестиваль, – площадку, могущий в корне изменить представления окружающих нас государств о Южной Осетии. Разумеется, с ходу создать такой конкурентоспособный продукт будет сложно, поэтому первые годы целесообразнее ограничиться рамками Республики. Даже в этом случае ежегодный фестиваль, направленный на поиск и подготовку талантов, без возрастных ограничений, станет весомым фактором развития национальной культуры.

Анализируя опыт других стран, прежде всего России, нельзя не отметить, что организация фестивалей и конкурсов имеет огромное значение для создания и развития общего культурного пространства страны, а мероприятия подобного характера еще и соединяют людей, которые, возможно, раньше никогда и не встречались в едином творческом процессе. На сегодняшний день проведение самых различных фестивалей прочно вошло в современную культурную жизнь России, новые конкурсы и фестивали появляются с невероятной скоростью, самых различных уровней и самой широкой направленности. Одновременно это актуализировало формирование новых гибких моделей их проведения, механизмов финансирования и взаимодействия с органами власти, отвечающими за развитие сферы культуры. Отдельная тема – специфика информационного сопровождения, которая в немалой степени способствует их популяризации.

Можно также наблюдать процесс формирования неповторимой фестивальной аудитории, этакой целой армии болельщиков, которые не упускают ни одного конкурса и следят за всеми нюансами, зная поименно их участников.

В целом то, что фестивали и конкурсы играют значительную роль в развитии сферы культуры, становясь настоящим культурным праздником, факт неоспоримый. Они содействуют популяризации самых разных направлений искусства, будь то хореография, в том числе национальная, или музыка, среди широких кругов общества, помогают выявлению и продвижению одаренных людей.

А в условиях такого небольшого социума, как Южная Осетия, для коллективов художественной самодеятельности в районах Республики это в настоящее время едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего района или села. Выступление же на фестивале – всегда событие, эффективный способ продемонстрировать свои личные или коллективные способности и достижения. Одним словом, мощный импульс для самореализации, плюс личного развития, если брать узкий спектр этой темы.

Форматы проведения фестивалей и конкурсов в наших условиях могут быть самыми разными, но именно сочетание характерных особенностей фестиваля и конкурса как таковых, как показывает практика, дает наибольший эффект, создавая больше простора для творчества. Это проявляется и в системе поощрений каждого участника, и в возможности представить все разнообразие творчества в рамках одного творческого форума для талантов, а также, что не менее ценно – создание условий для возникновения особой творческой атмосферы и образовательной среды. Если к тому же придать этим мероприятиям многоступенчатый характер, начиная отбор со школ, то получится своего рода волновой эффект. Стать участником таких фестивалей на уровне школы сможет каждый, а чтобы стать участником международного фестиваля, потребуются очень серьезные достижения и незаурядные способности.

В завершение, перефразируя одно известное изречение, можно сказать, что вложения в развитие национальной культуры и раскрытие творческого потенциала, являются самыми надежными, успешными и благородными инвестициями, которые способствуют наращиванию человеческого и интеллектуального потенциала всего государства.

А. ГЕРГАУЛОВА