2 мая – день рождения Майи Четион — заслуженной артистки Южной Осетии, которая еще в советское время одной из первых наших деятелей искусства стала заслуженной артисткой Абхазской автономной Республики.
В июле прошлого года Майя Четион возглавила Государственную хореографическую школу-студию.
Майя Иорамовна не один год посвятила работе с подрастающим поколением.
«Это великолепный специалист, человек, который умеет работать на пределе возможностей и показывает результаты. С ней и ее работой мы связываем большие надежды. О ее заслугах перед национальной
культурой, уверена, знают все, и не понаслышке. Я очень надеюсь, что школа-студия, основанная нашим
выдающимся мастером хореографии Мэлсом Шавлоховым в начале 90-ых годов, с Майей Иорамовной обретет новую жизнь и наполнится реальным содержанием», – подчеркнула министр культуры Рада Дзагоева.
Хореографическая школа – это вопрос будущего национальной культуры. Лучшее, что есть сегодня в национальной хореографии на юге Осетии, лучшие молодые специалисты – это воспитанники хореографической
школы Четион. Много лет она возглавляла хореографическую студию «Кафт» при цхинвальской школе №2. На самом деле, благодаря многолетним усилиям Четион «Кафт» стал полноценным детским ансамбль народного танца, который работает с 2000 года и все это время радует зрителей своим мастерством не только на сценах Южной Осетии. Юные танцоры с большим успехом выступают на различных международных фестивалях и добиваются блестящих успехов.
Указом Президента Алана Гаглоева за большой личный вклад в развитие национального хореографического искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность директору Государственной хореографической школы-студии при Министерстве культуры республики Майе Четион присвоено почетное звание «Народный учитель РЮО».
Заслуженную артистку Южной Осетии и Абхазии, директора государственной хореографической школы-студии при Минкультуры РЮО Майю Четион недавно наградили почетной грамотой Парламента. Награду Четион за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в пропаганду и развитие осетинского хореографического искусства и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения вручил председатель Парламента Алан
Алборов.
Алан Алборов сказал: «Многие годы мы наблюдаем за Вашими достижениями в хореографии. Видим Ваш бесценный труд, работу хореографа с подрастающим поколением. Спасибо большое Вам и вашему коллективу».
Министр культуры Рада Дзагоева назвала Майю Четион человеком огромного таланта, чьи заслуги перед республикой трудно переоценить.
«Деятельность Майи Четион – без преувеличения, деятельность, граничащая с фанатизмом. В ее любви к детям, к профессии, к творчеству, культуре, искусству, наверное, конкурировать никто не сможет. Это человек
с огромными заслугами, с большим багажом достижений, перед которой можно только преклоняться», – сказала Дзагоева.
Выпускница студии «Кафт» Лиза Канатова в беседе с нами подчеркнула, что Майя Иорамовна в ее жизни сыграла исключительную роль.«Только став хореографом, я смогла понять, как многое значили ее уроки, как она ненавязчиво нам прививала культуру танцевального искусства. Как через каждодневные занятия она открывала нам красоту осетинского танца», — отметила Лиза Канатова.
О хореографе, танцовщице, дизайнере национальных костюмов Майе Четион сказано и написано во многих публикациях. Ее коллега – преподаватель ритмики Нина Губиева сказала: «Мне хочется поблагодарить Майю Четион за ее огромный труд».
Она также добавила, что красота и грация, которые проступают в каждом движении Четион, являются своего рода призмой, отражающей непостижимый и восхитительный внутренний мир Майи.
Техника национального танца при поверхностном взгляде кажется простой – в длинных юбках танцовщицы делают мелкие шажки. На самом деле все гораздо сложнее. «Магнетический эффект танцев — в их глубокой духовности, а не в технике», — отметила Нина Губиева. Именно через любовь к своим корням, через знание архаичных традиций проявляется удивительный мир танца, появляется возможность выразить свои эмоции и чувства, обжигающие изнутри.
Достаточно увидеть хотя бы один концерт, организованный Четион, чтобы проникнуться любовью к осетинскому национальному искусству, почувствовать силу и красоту народа.
Неся генетическую память о том, чем жили наши предки (вместе с тем это гармонично вписывается в
современную систему координат), осетинские танцы являются прекрасным инструментом для воспитания дисциплины и трудолюбия в детях. Сила осетинского танца волшебна!
Однако главная заслуга Четион в том, что ее воспитанники, если даже выбирают жизненную стезю, далекую от искусства танца, они навсегда приобщаются к национальным традициям и культуре. В их душах прорастают семена, заложенные Майей Иорамовной. А семена, как известно, основа нашего существования. Без них не было бы ни известной нам культуры, ни всей нашей цивилизации…
Когда-то Коко Шанель пожелала Майе Плисецкой никогда не сдаваться и произнесла знаковую фразу: «Характер – это и есть судьба».
Добавим также, что 20 лет Майя Четион солировала в танце «Симд» в одноименном государственном ансамбле. Это был рекордный срок на таком поприще.
Под руководством заслуженной артистки Южной Осетии и Абхазии Майи Четион преподавателями в студии
работают ее вчерашние ученики – Коста Джиоты, Алена Каркусова и Ирма Бестаева. «Кафт» является обладателем Гран-при в номинации «Народный танец» Международного фестиваля-конкурса «Черноморский Олимп».
Танцы – мечта детства
Майя Четион с детства росла в атмосфере, где повседневная жизнь была насыщена осетинской культурой и многовековыми национальными традициями.
«Я воспитывалась в осетинской среде. Хотя село, в котором я родилась и выросла, располагалось в Грузии. Мы жили в атмосфере, где трепетно соблюдались осетинские традиции. Весь наш быт был окружен осетинской национальной культурой. Начиная с рассказов и сказок бабушки, мамы, с обрядов, которые соблюдались у нас в доме – всё было пронизано осетинскостью, если так можно выразиться и, конечно же, впитывалось нами», — вспоминает Майя Четион.
Еще в школьные годы маленькая Майя впервые увидела по телевизору выступление балетной труппы. В тот момент словно что-то перевернулось внутри девочки: волшебный мир танца стал ее мечтой.
Стартовой площадкой для Майи Четион в постижении мастерства хореографии стала детская танцевальная студия в Каспи. После окончания средней школы она поступила в Тбилисское хореографическое училище им. Серго Закариадзе.
«В танцевальную студию в Каспи меня повела мама. Она всегда поддерживала мое безудержное стремление к танцам и вместе со мной ездила на репетиции в райцентр. А по ночам моя мама, которая вела еще и огромное хозяйство, шила для меня концертные платья, чтобы я выглядела не хуже остальных девочек», — поделилась воспоминаниями Четион.
С осетинской хореографией Четион познакомилась во время обучения в училище. «Я увидела выступление государственного ансамбля «Симд» и меня поразило все: то, с какой грацией выходила ведущая, как
она объявляла осетинские народные танцы, песни и, наконец, сами величественные и уникальные по пластике танцы. Это настолько впечатлило меня, что стало судьбоносным моментом.
Именно через любовь к своим корням, через знание архаичных традиций проявляется удивительный мир танца, появляется возможность выразить свои эмоции и чувства, обжигающие изнутри», — говорит Майя Четион.
Жемчужина осетинской хореографии
Танец «Симд» является жемчужиной осетинской хореографии. О том, насколько грациозны движения кавказских танцоров, сколько души в них вкладывается, хорошо известно. И народный танец «Симд» является своеобразной призмой, которая отражает социальные роли женщины и мужчины в Осетии. Это не просто танец, а сгусток движений, передающий национальный характер.
«В танце отражается идеал осетинской женщины. Женская партия в «Симде» воплощает нежность и грацию, скромность, понятие «æгъдау». Что касается мужской партии, то мы видим в первую очередь защитника женщины – мужественного, смелого и храброго.
Когда мужчина поднимает руки выше плеч и танцует вокруг женщины, то мы созерцаем эту первозданную красоту мужчины и женщины — их место в обществе, их гармонию в природе. Эта гармония удивительным образом преломляется и отражается в танце. Мне кажется, что величие танца сокрыто именно в социальных ролях сильного и храброго мужчины, защищающего девушку – нежную и грациозную, скромную.
«Симд» во всем мире известен как танец земных богов, самые красивые слова, касающиеся танца, можно соотнести с ним. Он синтезирует в себе наши национальные черты.
В этом и есть своеобразие осетинского танца и в этом ее неповторимость, если хотите, даже гениальность», – отметила Майя Четион.
После окончания училища в 1980 году Майя Четион приехала в Южную Осетию. Так начиналась ее карьера в государственном ансамбле песни и танца «Симд».
Творческая жизнь в «Симде» – это целая глава из жизни Майи Четион, которая продолжалась 20 лет.
«Приезд в Южную Осетию был моим сознательным выбором. Я переехала и начала работать в Госансамбле «Симд». В те далекие теперь уже советские времена «Симд» давал 130 концертов в год. За эти 20
лет еженедельно на сцене госдрамтеатра «Симд» давал концерты в Цхинвале, а также во всех районах
Южной Осетии.
Мы также много гастролировали по миру, по всему Советскому Союзу. Каждый раз ансамбль «Симд»
представлял Южную Осетию с триумфом, неся, как говорится, искусство в массы. Я не помню, чтобы когда-нибудь на нашем выступлении в зале были пустые места», — вспоминает Майя Четион.
Из танцовщицы – в хореографы
«Танцоры – это инструменты, как пианино, на котором играет хореограф», – сказал известный хореограф Джордж Баланшайн.
В начале девяностых годов в Южной Осетии сложилась сложная, вернее сказать, критическая политическая ситуация. Почти всё взрослое население думало о выживании. А музы, как говорят, в таких моментах,
молчат. Практически ничего, можно сказать, не создавалось, наоборот, действовавшие культурные учреждения тоже закрывались. Но именно в этот период Майя Четион начинает работать с детьми в хореографической студии средней образовательной школы №2.
«Когда я танцевала, я была молодой, неопытной, но очень многому научилась у художественного руководителя «Симда» Павла Битиева, у своих замечательных педагогов и коллег: Аслана Кабисова, Хазби Гаглоева, Володи Чибирова, тех, кто работал со мной в ансамбле «Симд». Все то ценное, что я переняла у них, мне хотелось донести до детей, подрастающих поколений. Мне казалось важным, чтобы знания, касающиеся традиционной хореографической культуры, продолжали жить в наших детях», – говорит Четион.
Кроме того, если перескакивать немножко в другую плоскость, то «танец снимает комплексы, которыми
часто страдают дети. На уроках хореографии мы изучаем также осетинские традиции, этику и эстетику. Все
элементы этих дисциплин, фактически, воплощаются в осетинском национальном танце», – добавила Четион.
Завершая статью о Майе хочется сказать, что прежде всего она – неутомимая труженица и неповторимая женщина. Она не говорит о возрасте, но и не скрывает его: дни рождения празднует скромно в кругу самых близких, но ярко и красиво, как и все, за что берется Майя Четион.
Залина ЦХОВРЕБОВА