Интересные факты из биографии Коста Хетагурова

Участие в протесте

В 1891 г. поэт участвовал в протесте против закрытия женской школы во Владикавказе. Хетагуров даже обратился к Великой княгине Ольге Федоровне и обер-прокурору Победоносцеву. Новость о закрытии школы вызвала волну общественного негодования, пришлось отменить решение. Женскую школу отстояли, однако участников ждали аресты и выговоры. Поэта выслали из области за «подстрекательство живущих во Владикавказе осетин к подаче незаконных прошений».

Прекрасный наездник

Коста был прекрасным наездником. Однажды на скачках, которые проходили во Владикавказе, поэт с группой осетин шел за город, посмотреть на соревнования. Подвыпивший всадник, проезжавший мимо них, почему-то обругал группу. Хетагуров погнался за обидчиком, скинул его на землю и сам умчался, вскочив в седло.

Учитель прослезился

По воспоминаниям дальнего родственника Андукапара Хетагурова, в детстве поэт не отличался прилежанием. Однако мальчик выразительно читал прозу, прекрасно декламировал стихи, на торжественных мероприятиях читал молитвы. Как-то выступление маленького Коста услышал знаменитый на всем Кавказе педагог Я. М. Неверов. Это произвело на просветителя такое впечатление, что он прослезился.

«Къоста дæн, Къоста!»

Лето 1881 года. Андукапар Хетагуров в то время учился на 3 курсе военно-медицинской академии и жил в имении своей жены. Вот что он пишет: «В одну из лунных ночей я проснулся от шума и увидел, как какая-то фигура лезет через окно в комнату. На мой крик фигура ответила: «Къоста дæн, Къоста!» Я обрадовался, но удивился, что он нашел комнату, где я ночевал. На что он ответил мне по-осетински: «Покровитель Хетага помог мне добраться». Коста прожил в семье друга неделю, затем отправился в Академию художеств.

Жених Кошер

Когда Хетагуров вернулся из Петербурга, то обосновался в доме известного осетинского просветителя Петра Жукаева у Чугунного моста. Общество, которое собиралось в доме, считалось сливками осетинской интеллигенции того времени. Говорят, именно в этом доме Коста написал свой первый известный портрет младшей дочери Петра, 17-летней Кошерхан Жукаевой. В семейных преданиях потомков имелись сообщения, что таких портретов было несколько, однако сохранился один. Также известно, что Коста считался женихом Кошер, но трагические события помешали их свадьбе.

Инкогнито во Владикавказе

В период первой ссылки Коста по меньшей мере трижды приезжал во Владикавказ инкогнито. Во время тайных приездов поэт оставался у друзей – супругов Шредерс. Варвара Шредерс была начальницей Владикавказской прогимназии, а ее муж – мировым судьей. Оба были знакомы и часто принимали в своем доме главу Терской области генерала Каханова. Генерал и не догадывался, что во время его очередного визита к Шредерс Коста находился в соседней комнате. В то время он был очень болен, Варвара возила его к доктору.

Впервые в прессе

Впервые имя Коста Хетагурова появилось в газете «Терские ведомости» в ноябре 1887 года. Опубликовали небольшую заметку о том, что в городском коммерческом клубе выставлена картина молодого художника Коста Хетагурова «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». 10 декабря того же года газета «Северный Кавказ» напечатала статью Ляцедова из Владикавказа, в которой приводилось подробное описание картины «бывшего воспитанника ставропольской гимназии».

Подготовила Бэла ЦХОВРЕБОВА