Играть по-нашему, или детство театром не испортишь

В воскресенье, 18 апреля состоялся первый республиканский фестиваль-конкурс самодеятельных театральных коллективов «Весь мир – театр», организованный Республиканским центром народного творчества.

Проведение такого фестиваля, помимо выявления юных талантов, преследовало и вполне конкретные цели по возрождению и пропаганде осетинских национальных традиций через театральное искусство. Юные артисты школьных драмкружков и сельских Домов культуры рассказывали зрителям о том, без чего не может жить сегодня современное общество. О человеческом, о нравственности в жизни. Остальные аспекты жизни тоже важны, говорили в своих постановках дети – экономика, политика, борьба со злом и преступностью, но именно человеческое начало составляет основу бытия. И через театр есть великолепная возможность эту тему поднимать и ненавязчиво обсуждать.

Впрочем, курс на притчу в этих мини-спектаклях порой утомлял и не всегда позволял выдерживать цельности действия, сценки порой распадались на цепи эпизодов, которые скрепляла лишь музыка. Но это были лишь премьеры, а значит, все еще впереди. А вся прелесть этих мини-сюжетов заключалась в нестандартном подходе к сценическому действу, в их новизне. Участникам фестиваля было разрешено представить на сцене отрывки из произведений осетинских и русских писателей. Причем допускался любой жанр – будь то комедия, трагедия или драма.

Значение такого «культурного явления» трудно переоценить. Во-первых, это – фестиваль-процесс, стремящийся отследить и внедрить в общую ситуацию свежий сценический язык и свежие тексты, во-вторых, фестиваль, как показала практика, откликается на злободневные и актуальные проблемы нашей современности с одной стороны, с другой, – к антрепризе у театрального жюри, в состав которого вошли заместитель министра культуры Джульетта Дзеранова, народный артист РЮО, методист республиканского центра народного творчества по вокально-хоровому жанру Георгий Гучмазов, заслуженный деятель искусств, директор детской художественной школы Ахсартаг Алборов, директор Центра народного творчества (РЦНТ) Эльза Гучмазова и ее заместитель Ирина Дамбегова, было множество справедливых претензий: известно, «малоформатные» спектакли часто создаются на скорую руку и концентрируют все сценические штампы, накопленные годами в истории школы, клуба. Школьники в большинстве своем, конечно, играли просто, не решая сложные психологические задачи, но несмотря на все шероховатости, каждая команда достойно представила свою школу, свой район. А ведь давно известно: не существует фестиваля, даже мирового масштаба, где бы каждый спектакль был безупречным.

И еще: вывезти за несколько километров мобильный спектакль с костюмами и реквизитом – уже подвиг. Уже по окончании фестиваля председатель жюри Джульетта Дзеранова подчеркнула: «Выбирать приходилось не между плохими и хорошими, хорошими и лучшими, но между лучшими и лучшими». Так или иначе, лауреаты названы: номинации «лучшая женская роль» удостоился знаурский Дом культуры, номинацию «лучшая режиссерская работа» жюри присудило двум коллективам – дменисскому Дому культуры и цхинвальской средней школе №9, обладателями дипломов в номинации «лучшая эпизодическая роль» стали две театральные труппы – дменисский Дом культуры и драматический кружок при кировской средней школе. Лауреатами в номинации «лучшая мужская роль» стали юные артисты тбетского и кировского сельских клубов, приз зрительских симпатий был присужден Хетагуровскому сельскому клубу. Ну, а лучшим спектаклям по единодушному мнению жюри признан «Яблоко нартов», представленный драмкружком цхинвальской школы-интернат.

В общей сложности в фестивале приняли участие семь театральных самодеятельных коллективов. Выступая на открытии фестиваля, директор РЦНТ Эльза Гучмазова поздравила его участников за проявление интересной инициативы, за практическую реализацию такого содержательного творческого проекта, к участию в котором была привлечена учащаяся молодежь школ Республики. Фестиваль стал красивым апофеозом детского праздника, где школьникам была представлена возможность проявить себя и сделать первый шаг к большой сцене, возможно, наметить пути в выборе своей будущей профессии.

Фестиваль театрального искусства в Цхинвале так и хотелось сравнить со знаменитыми «Дягилевскими сезонами» в Париже. Звучит эффектно, и, конечно же, преждевременно, но ведь и в самом деле вот уже второй раз молодежь даже из отдаленных уголков Республики оказывается в эпицентре двухдневного культурного марафона и давняя дягилевская идея соединения искусств неожиданно работает даже в пространстве, отдаленном от культурных столиц культурного поля.

А.ГЕРГАУЛОВА