Игра со смертью, или как побороть свои фобии

В конце прошедшей недели в Цхинвале состоялся премьерный показ новинки российского кинопроката в жанре фэнтези «Мафия. Игра на выживание». Для югоосетинского зрителя фильм оказался примечательным прежде всего тем, что главную роль в нем исполнил осетинский актер, народный артист РСО-А Вадим Цаллати, приехавший в Южную Осетию по приглашению посольства РЮО в России.

Фильм отличается от привычной голливудской фантастики тем, что основной акцент в нем сделан не столько на впечатляющих спецэффектах, хотя и их достаточно, сколько на психологических моментах в судьбе и поступках героев.

События в фильме происходят в будущем 2072 году в Москве и вращаются вокруг телеверсии популярной карточной игры «Мафия». Люди погрязли в низменных инстинктах, миром правят алчность и похоть, вот и главное для них героев фильма развлечение – популярная телеигра «Мафия», за исходом которой с жадным вниманием наблюдает вся планета. Каждый год одиннадцать добровольцев из всех слоёв общества, включая заключенных, собираются вместе, чтобы выяснить, кто невинный мирный житель, а кто безжалостная Мафия. По правилам игры, из 11 участников двое – Мафия, остальные – мирные жители, но никто, включая зрителей, до последнего не знает, кто есть кто.

Правила такие же, как в одноименной популярной карточной игре, но за одним исключением – проигравшие погибают по-настоящему, а победитель получает 1 миллиард рублей. Причем погибают, становясь жертвой своих страхов, в огромном трансляторе, проецирующем в мозг проигравших. То, чего они боятся больше всего в реальной жизни. Даже самые бесстрашные люди, казалось бы, прошедшие через все испытания, не в силах преодолеть собственные фобии.

Режиссер создал яркие образы героев, у каждого своя судьба и своя мотивация, из-за которой он принял участие в игре. Большинство из них пережили личную трагедию, и терять им больше нечего, другие же решили испытать судьбу, получить острые ощущения. Весь фильм представляет собой хитросплетение из лжи, страха, гордости, боли, любви и смерти.

Как и в реальной жизни, игроки не до конца понимают, что на кону – их жизни, поэтому совершают ошибки, поддаваясь на эмоции, следуют обывательским стереотипам. За редким исключением они оказались не способны перед лицом смерти преодолеть собственный эгоизм и корыстный расчет, проявляя свою истинную сущность. Единственная возможность победить в этой игре – подняться над низменными побуждениями и победить страх. И это удается только упертому спорщику Кириллу, которого сыграл Вадим Цаллати, согласившегося принять участие в игре тоже на спор.

В этом заключается психологизм фильма, игра актеров захватывает настолько, что захватывающие спецэффекты порой остаются вне поля зрения зрителей. В проекте режиссера Сарика Андреосяна задействован действительно звездный состав актеров: Виктор Вержбицкий и Вениамин Смехов, Вячеслав Разбегаев и Андрей Чадов, Виолетта Гетманская и Наталья Рудова.

«Это актеры, которые сегодня делают российский кинематограф», – заметил журналистам на короткой пресс-конференции, состоявшейся незадолго до демонстрации картины, Вадим Цаллати. Осетин до мозга костей он был приветлив и радушен с журналистами, открыт для прямого и непосредственного общения, очаровывая обаятельной улыбкой и мягкими приятными манерами. У него свои отношения с собеседником, зрителем. Об этом он говорил и на встрече с представителями СМИ.

«Я вовсе не пытаюсь проводить старую идею «зритель всегда прав». Но ведь есть элементарные законы общения. Мы всегда чувствуем, заинтересован ли собеседник в разговоре с нами, или мы ему «до лампочки», насколько его самого волнует тема разговора. Человек искренне заинтересованный хочет быть понятным, пытается излагать свои мысли внятно. Общение сцена – зал, думаю, ничем не отличается. Зритель может многого не понимать, но он всегда чувствует, насколько тот, кто на сцене, заинтересован в нем, в общении с ним. Уважение к зрителю вызывает по крайней мере ответное уважение и интерес. Только тогда придет понимание».

Свое появление в российском кинематографе актер считает удачным поворотом в своей творческой судьбе. «Мне просто улыбнулся его величество случай», – говорит Вадим Цаллати. К примеру, в Америке в кино может сняться каждый второй, причем главные роли играют афроамериканцы и испано-язычные актеры, которые плюс ко всему претендуют и на «Оскар». В России же тяжело пробиться в кинематограф. Просто нет там случая, чтобы главного героя в фильме звали Сослан, Ибрагим или Чермен. Поэтому для меня лично, как для осетина, сыграть главную роль в фильме «Мафия: Игра на выживание», который выходит на международный прокат, очень важно. Я к этому шел целых пятнадцать лет», – сказал актер.

Вадим Цаллати в прошлом, – актер театра на Таганке, снялся в более пятидесяти проектах. Среди них и нашумевшая кинолента «Олимпиус инферно», рассказывающая о событиях кровавого августа 08.08.08., где Вадим Цаллати сыграл грузинского офицера. И если фильм о грузино-осетинской войне на русскоязычного зрителя воспроизвел реалистично-шокирующее впечатление, то у цхинвальца, действительно пережившего все ужасы войны, вызвал некое разочарование и даже недоумение, чем восторг.

Все вроде замечательно – и идея, и исполнение, однако желаемого результата добиться все-таки не удалось. В фильме русский молодой ученый-энтомолог, проживающий в США, едет в Южную Осетию в поисках экзотической бабочки. В пути он встречает бывшую одноклассницу, а ныне фоторепортера, вместе с которой оказывается в заложниках у грузинских военных, с огнем и мечом пошедших на Цхинвал. От неминуемой смерти молодого юношу спасает его иностранный паспорт. Все кажется верно и реально. На кадрах показаны точно выверенные эпизоды того, как Грузия начинала войну. Как грузинские воинские формирования в упор расстреливают мирных жителей Южной Осетии, сжигают их дома.

Но для цхинвальского телезрителя увиденное на кадрах является чем-то не совсем естественным. Кажется, он видит на экранах мало души, не возникает прикосновения к еще незажившим ранам, полученным не так давно. Поэтому цхинвальский зритель остается немножечко равнодушным.

На вопрос, почему в этом проекте осетин Вадим Цаллати сыграл именно грузинского офицера актер ответил: «Да, мое участие в этом фильме действительно было воспринято зрительской аудиторией по-разному. И этот вопрос мне не раз с обидой задавался во время приезда в Цхинвал. Картина была снята за двадцать съемочных дней и главной целью постановки было донесение до широкой мировой общественности истинной правды, т.е. показать, что не Россия и Южная Осетия начали войну, а сама Грузия вероломно напала на ночной Цхинвал. Мне роль грузинского офицера предложил режиссер Игорь Волошин, с которым я работал лет десять назад в фильме «Марш-бросок» В «Олимпиус инферно» я сыграл некоего антигероя, владеющего несколькими языками, чтобы был понят во всем мире. Он синтетический антигерой без национальностей. Это образ силы подготовленного коварного противника, у которого была задача, и он ее выполнил.

Любители кино знают Вадима Цаллати как исполнителя отрицательных ролей, правда, в последние годы актер пересмотрел свою позицию – в большом проекте «Интерны» сыграл доброго врача-анестезиолога Давида Таймуразовича. «Теперь я уже не антигерой и, думаю, ценителей моего творчества буду чаще радовать добрыми, положительными образами» (смеется…)

Актер также сообщил, что совсем скоро на Первом канале выходит новый широкомасштабный проект «Райский уголок», где ему вновь отведена положительная роль. Однако, по мнению Вадима Цаллати, его участие в большом проекте на Первом в отрицательной роли капитана второго ранга Даура, в фильме «Диверсант. Конец войны» принесло ему не менее широкое признание и симпатии зрителей. О дальнейших проектах в творческом портфеле актера и планах, связанных с Осетией, Вадим Цаллати был краток и лаконичен. Он лишь сообщил журналистам о том, что хотел экранизировать историю жизни и непростой судьбы Виталия Калоева. Был в Голливуде, даже заказан сценарий, «но, к сожалению, нас опередила одна из американских кинокомпаний, которая уже сняла фильм, в котором роль Виталия Калоева сыграл голливудский актер Арнольд Шварцнеггер», – подчеркнул Вадим Цаллати.

А еще Вадим Цаллати мечтает переснять «Фатиму» Коста, и точно знает, если ему улыбнется фортуна, то сыграет в фильме обязательно Ибрагима.

В заключение пресс-конференции актер рассказал о своих непростых отношениях с представителями средств массовой информации, которых большей частью интересуют закулисные интриги, любовные и финансовые дела актеров и только в последнюю очередь дела профессиональные. Тема взаимоотношений актера с журналистами не менее популярна, чем большинство его ролей. «Читателю неинтересно, как ни странно, как ты снимаешься и даже где ты снимаешься, над чем ты работаешь и какую роль ты готовишь. Гораздо интереснее личная жизнь, с кем ты общаешься или с кем ты расстался. По-видимому, многим журналистам легче пересказать сплетни, чем столько писать о предмете», – заметил актер.

Чтобы как-то разнообразить общение с журналистами, Вадим Цаллати словно развлекает себя: либо оглушает назойливых репортеров калейдоскопом масок и острот, либо неожиданно обезоруживает незащищенностью и мистическим обаянием. «Интервью – не исповедь», – считает актер. Артист вне сцены должен «держать свой образ».

Чем же в следующий раз удивит зрителей актер Вадим Цаллати, предугадать невозможно. Нам остается только ждать, надеясь, что он когда-нибудь осуществит свою давнюю мечту и мы увидим его в роли Ибрагима в новом фильме «Фатима».

А.Гергаулова