«Дитя добра и света»

У Расула Гамзатова есть одно шутливое изречение: «Люди живут в двух аулах, в одном ауле – разные поэты, во втором – все остальные люди». В югоосетинском ауле поэтов Коста Маргиев и я, к нашему великому сожалению, самые давние долгожители… Коста ныне у порога своего столетия – не достает всего лишь одного десятилетия. Мы почти ровесники. И мне хочется поздравить его с юбилейным днем – ведь мы не только жители одного аула, но и давние приятели-друзья. Знакомы с далекого 1940 года, со школьных, отроческих времен. И за все эти долгие годы нас ни разу не развела даже мимолетная досада друг на друга.

Мы родились на разных окраинах нашей крошечной родины. Он – на плодородной равнине, я – в одном закоулке высокогорья, сурового зимой, но невыразимой красы летом и осенью. Свела нас судьба почти случайно. В 1940 году в Южной Осетии в конце учебного года проводилась детская олимпиада учащихся средних школ.

Иначе говоря, это были соревнования учащихся по исполнению народных песен и танцев, по художественному чтению, по сценическому искусству школьных драматических кружков и, наконец, по дару стихотворчества. Коста уже несколько раз увидел свои сочинения на газетной полосе, мои же стишки бывали лишь гостями стенной газеты Кировской средней школы…

Однако нам обоим повезло – оказались участниками областной олимпиады, в числе 12 начинающих стихотворцев. Более того, нам так повезло, что оказались по окончании олимпиады в числе троих премированных: Хаджумар Дзугаев, Коста Маргиев и я.

С той поры прошло 73 года. За эти годы наша страна и наш народ прошли через великое поле безмерных страданий, побед и поражений, радостей и горестей. И мы, два осетинских стихотворца, шли вместе со всеми людьми этим путем тяжких испытаний, но остались верны нравственным традициям нашего народа и традициям нашей национальной литературы.

Я знаю, о Коста Маргиеве ныне и впредь будет сказано много похвалы и одобрения, особенно же о его поэтических заслугах в осетинской словесности. И будут говорить со знанием естества художественного слова. Мне же хочется сказать буквально еще два слова о Коста как о человеке.

Известные слова Александра Блока о поэте – «он весь – дитя добра и света» – удивительно истинно подходят личности, характеру, отношению к людям Коста Маргиева. Знаю его на протяжении семидесяти лет нашего пребывания «в ауле поэтов» и не знаю ни одного случая, когда бы Коста обидел кого-нибудь не то, что словом, хотя бы косым взглядом. Не знаю также случая, чтобы он кому бы то ни было, не оказал доброй услуги в пределах его возможностей.

Говорю об этом еще и потому, что я не всегда одобрял такое его поведение в «ауле поэтов». Дело в том, что в этом нашем ауле жизнь сложна, противоречива и далека от «добра и света». И об этом так же весьма горестно и точно сказано у Блока:

Друг другу мы тайно враждебны,

Завистливы, глухи, чужды,

А как бы и жить и работать,

Не зная извечной вражды!..

И случались такие ситуации в нашем аульском общежитии, когда нужно было иных завистливых и глухих резко отчитывать честным и правдивым словом. Коста на такой разговор не хватало. И я ни разу его не упрекнул, зная, что он – «дитя добра и света» и не может этого делать, природа его человеческого естества не позволяет…

Ныне мне радостно говорить об этом, ибо мы оба – долгожители аула и всегда противостояли «извечной вражде» как откровенным неприятием, так и «добром и светом» своей души и своего сознания.

Поздравляю тебя, милый друг, дорогой наш Коста, поэт и редкостной доброты человек, с днем рождения и хотелось бы, чтобы на твоем вековом юбилее я, стоя рядом с тобой, спел кударский вариант великой песни о Уастырджи.

Нафи ДЖУСОЙТЫ