/Быть или не быть кинематографу? Вот в чем вопрос

Быть или не быть кинематографу? Вот в чем вопрос

В начале июля в Южной Осетии завершились съемки полнометражного художественного фильма по мотивам знаменитой пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет». Автором фильма является Роман Габриа — петербургский актер и режиссер, являющийся создателем театра пластического танца Gabria visual theatre. В прошлом году он уже ставил в Южной Осетии спектакль по мотивам знаменитой шекспировской трагедии, и тогда же у него появилась идея снять фильм в рамках этой тематики. Как и в спектакле, в съемках фильма принимали участие актеры Юго-Осетинского драмтеатра. По словам одного из участников съемок, заслуженного артиста югоосетинского госдрамтеатра Сослана Бибилова, на сегодняшний день фильм находится на стадии монтажа, после чего предстоит озвучка. Когда именно он будет представлен на суд зрителя, пока неизвестно. Небольшую помощь для съемок фильма в размере 40 тысяч рублей оказало Министерство культуры, остальную сумму собрали сами актеры, в том числе за счет собственных средств.

Съемки проходили в живописных местах Южной Осетии, прежде всего там, где сохранились исторические памятники. По сценарию действие перенесено в Осетию, в пространство осетинской культуры и быта. Кино, в отличие от театральной постановки, дает больше возможности передать национальную атмосферу и колорит, эстетическую задачу и идею режиссера.

Это лето вообще выдалось «урожайным» на фильмы, почти параллельно в Южной Осетии проходили съемки художественно-документального фильма о герое Южной Осетии Григории Санакоеве. Режиссером-постановщиком фильма и автором идеи был Григорий Мамиев, а сами съемки были организованы гостелерадиокомпанией «Ир».

В предыдущие годы в Республике по мотивам произведений молодого писателя Тамерлана Тадтаева также снимался художественный фильм, по мотивам национально-освободительной войны Южной Осетии.

Казалось бы, можно говорить о некоторых подвижках в сфере югоосетинского кинематографа, но судя по всему, это скорее единичные явления, нежели устойчивая тенденция. Для появления национального кинематографа необходимо прежде создание киноиндустрии, даже с учетом современных компьютерных технологий, упрощающих и ускоряющих процесс создания фильма, кинопроизводство требует серьезных финансовых вливаний, пока что непосильных для нашей Республики. А что касается бизнеса, то среди известных осетинских бизнесменов радетелей развития национального кинематографа ник-то не был замечен.

Бизнес больше предпочитает сосредотачиваться на политике и финансировать предвыборные кампании тех или иных кандидатов или партий, чтобы усилить свои позиции в Республике. Смотря на обилие предвыборных роликов, зачастую достаточно неплохого качества, некоторые цхинвальцы шутят, что на деньги, потраченные на телевизионную рекламу в период предвыборной кампании, можно было бы снять неплохой художественный фильм по национальной тематике, который мог бы сыграть более позитивную роль в воспитании подрастающего поколения, нежели голословные обещания политиков.

Сегодня именно кино в состоянии оказать психологическое влияние на человека и передать его привычки, чувства, обычаи, кино также способно погрузить человека в индивидуальный иллюзорный мир. Если говорить о глобальном влиянии кино, то можно с уверенностью сказать, что поощряя производство фильмов определенного жанра, можно легко повлиять на изменения в образе жизни людей в целом уже через десятилетие.

Именно поэтому кино стало оружием информационных войн. Если взять пример Южной Осетии, то мы видим, как через продукцию киноиндустрии разные страны пытались довести до зрителя свою точку зрения, убедить его в своей правоте, хотя, казалось бы, художественное кино не может являться мерилом объективной истины или доказательством тех или иных точек зрения. Но испробованные технологии позволяют воздействовать на умы зрителей, создавая образы «плохих» и «хороших» парней. Неважно, кто был прав в той или иной войне и кто победил в конечном счете, всемогущий Голливуд способен изменить историю в мозгах широкого зрителя.

В странах, где развита собственная киноиндустрия, кино давно стало средством претворения государственной идеологии. Создавая яркие образы киногероев, и наполнив их нужным содержанием, можно добиться большего воздействия, нежели через выступления сотен политиков.

Пока что для нашей Республики этот способ реализации национальной идеологии и средство воспитания подрастающего поколения на близких к национальному духу идеалах не слишком доступны. Исключение составляет жанр документального кино, которое занимает прочные позиции как в Южной, так и в Северной Осетии. Впрочем, на Севере Осетии давно пробуют себя в жанре художественного кино.

Его история начиналась с любительского фильма «Осетинская легенда», поставленного группой энтузиастов во главе с художником Азанбеком Джанаевым в 1966 г. Картина с большим успехом обошла экраны многих стран мира.

Развитие профессионального киноискусства связано с созданием Северо-Осетинской студии телевизионных фильмов. Первым телевизионным фильмом стал фильм-опера «Возвращение Коста». В кинематографии была принята практика госзаказа, определявшая тематику фильмов. Но заданность темы не помешала фильмам «Чермен», «Костры на башнях», «Жизнь, ставшая легендой», «Кольцо старого шейха», «Крутизна» и др. стать заметным явлением в истории национальной кинематографии.

В Южной Осетии в советский период также были свои яркие имена, способные создавать неординарные произведения. Чего стоит творчество того же Владимира Валиева или Таурбега Гаглоева. Но до создания собственной киностудии дело так и не дошло.

Будем надеяться, что сегодняшние осторожные попытки создания художественных фильмов перерастут в нечто более серьезное, положив начало национальному кинематографу.

Хорошим стартом могла бы стать студия короткометражных художественных фильмов. В той же Северной Осетии с 2010 года регулярно проводится фестиваль короткометражных фильмов «Дирижабль». Получив широкий резонанс в обществе, кинофорум не просто объединил увлеченных людей, но и открыл немало не известных до этого имен талантливых и перспективных молодых авторов.

А. ГЕРГАУЛОВА