Билет в счастливое детство

На прошлой неделе в ЮОГУ прошла презентация детского журнала «Хуры тынтæ». Появилась надежда, что пустующая вот уже много лет ниша в этом направлении детского творчества будет, наконец, занята. Еще лет десять назад в Южной Осетии была предпринята попытка выпустить первый детско-юношеский журнал «Арвырон», редактором которого была югоосетинская журналистка Элина Бестаева. Однако из-за отсутствия стабильного финансирования журнал просуществовал меньше года.

Другие направления детского творчества в Республике развиваются куда более успешно. В Южной Осетии функционируют детские хореографические коллективы и кружки, проводятся различные конкурсы и фестивали. В частности, уже второй год проходит конкурс «Стъалыты ферттывд». К услугам юных художников – художественная школа, проводятся также конкурсы детского рисунка. Иными словами, многие составляющие детского творчества, позволяющие подрастающему поколению реализовывать свои таланты, в Республике все же существуют. Сложнее остается ситуация с изданием детской периодики.

Еще какие-то 30 лет назад мы, дети Южной Осетии, не мыслили свое детство без таких изданий, как «Незнайка и его друзья», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионерская правда» и многие другие. Выходили журналы и по интересам: «Юный натуралист», «Юный техник», «Юный художник», «Моделист-конструктор», «Квант». Таким образом, детские издания в тот период выполняли развивающую, воспитательную, образовательную функции.

Выхода очередного номера перечисленных изданий цхинвальские дети ждали с нетерпением. И это была не просто дань моде, а результат работы талантливых коллективов этих газет и журналов, которые креативным, умелым подходом смогли предложить своей возрастной аудитории именно то, что ее могло заинтересовать, что могло подвигнуть детскую любознательность на дальнейшие поиски, ненавязчиво расширяя ее горизонты.

Причем советские газеты и журналы для детей с момента своего возникновения действующим лицом, главным инструментом многих публикаций, сделали смех, доверяли ему показ сложных явлений современности.

С распадом СССР в 1991-1992 годах, создаваемый десятилетиями налаженный механизм по выпуску детской периодики, рухнул, коллективы «Веселых картинок», «Мурзилки» и многих других были распущены. На этих руинах и создавался новый рыночный порядок. Новый российский рынок детских журналов формируется в течение последних 20 лет. В сегодняшней России выходит множество изданий, предназначенных для разных возрастных групп. Они имеют официальных учредителей, издателей, печатаются типографским способом или набираются на компьютере. По далеко не полным данным, в России выходит более 100 изданий.

Дифференцированная для каждой возрастной группы молодежная журналистика помогает читателям самоопределиться, найти свое место в обществе, пройти различные процессы социализации, обрести для себя определенные ориентиры в жизни.

Издания для подрастающего поколения и издания самих юных журналистов значительно отличаются друг от друга, – и по содержанию, и по направленности. Кроме того, они имеют различную периодичность, объем, свой стиль оформления. Возможность выбора читателем издания на свой вкус вызвала конкурентную борьбу не только в издательской среде, но и среди различных партий и политических объединений. Появились юношеские издания с определенными политическими пристрастиями, выражающими свою партийную принадлежность.

Однако ни одно из сегодняшних детских изданий, по охвату и популярности, не может сравниться с советскими. К тому же многие из сегодняшних журналов, в отличие от советских, часто несут негативную информацию, прививают детям гламурный образ жизни, создают и популяризируют не совсем позитивные образы.

К сожалению, законы рыночной экономики, реализованные на постсоветском пространстве, в несколько извращенном виде, все же дают о себе знать.

Возможно, сказались и процессы, приведшие к появлению на российском рынке иностранных гигантов детской прессы. В 1992 году у датского издательского концерна «Egmont International Holding» появилась российская ветвь «Эгмонт Россия». В 90-х этот издательский дом в полной мере воспользовался модой на иностранных героев у российских детей. Будучи официальным лицензиатом Walt Disney, Mattel, BBC, Warner Bros, «Эгмонт» выпустил более десятка журналов типа «Микки Маус», «Играем с Барби» и «Винни-Пух», – многие из них популярны и сегодня. Лишь в начале 2000-х появилась заинтересованность в российских брендах и начался запуск нескольких проектов типа «Простоквашино» и «Тошка и компания».

Тем более, что государством начал осуществляться целенаправленный поворот к своим корням. В России традиции детской периодики насчитывают не одно столетие, в стране газеты и журналы для юной аудитории успешно выходили еще в 19 веке, так что есть на что опираться.

В Северной Осетии и сегодня юные читатели имеют возможность приятного общения с красочным детско-юношеским изданием «Ногдзау».

В Южной Осетии же, которая оказалась вырвана из одного пространства, но в другое пока не попала, ситуация сложилась куда более плачевная. Поэтому вопрос создания полноценной детской периодики, ориентированной на юную аудиторию, прежде всего самой Республики, по-прежнему актуален.

Нынешнее поколение детей Южной Осетии не в меньшей степени нуждаются в образах, которые бы воспитывали в них морально-нравственные качества. Богатый фольклор и Нартские сказания предоставляют нам множество достаточно ярких положительных образов.

Разумеется, понадобится мониторинг потенциальной аудитории, выявление их интересов и предпочтений, что должно также повлиять на тематический охват издания. Сделать все это по силам только государству.

Будем надеяться, что очередная ласточка детской периодики журнал «Хуры тынтæ» окажется не мимолетным явлением, а положит начало югоосетинской детской прессе.

Следует также сказать несколько слов и о другом направлении детского творчества в Южной Осетии, которое хоть и развито в большей степени, нежели детская периодика, но, тем не менее, о его должном развитии говорить не приходится. Речь идет о создании целого цикла регулярных детских телевизионных передач, в том числе развлекательных. Определенные шаги в этом вопросе за последние годы все же претворяются в жизнь, в эфире местного телеканала можно наблюдать передачи с участием детей или предназначенные для детской аудитории. Конечно, российские каналы сегодня предоставляют достаточное количество разнообразных передач, ориентированных на детскую аудиторию и охватывающих различные аспекты. Однако, думается, местный аналог того же знаменитого «Ералаша» будет очень востребованным продуктом. В самой России «Ералаш» стабильно занимает второе место в рейтинге детских передач после бесспорного лидера – «Спокойной ночи, малыши». Многие из юных артистов, которые снимались в киножурнале «Ералаше», сегодня работают в «большом» кино.

Подобные передачи дают возможность детям раскрыть свои способности, творческий потенциал, они в ненавязчивой форме способствуют воспитательному процессу и, наконец, это прекрасный способ подготовить поколения юных актеров.

Найти в Южной Осетии нужное количество юных талантов – задача вполне решаемая, сложность заключается в создании детской студии, которая бы целенаправленно занималась этим сегментом.

При этом необязательно создавать ее на базе «взрослого» телевидения. Студия детских передач может функционировать и при Дворце детского творчества, где как раз собирается многочисленный контингент юных талантов. Самое трудное – найти средства для ее оснащения и постоянной работы. Задача явно не из легких. Правда, в данном случае цель полностью оправдывает средства.

Алла ГЕРГАУЛОВА