Ars Longa, vita brevis, или о сегодняшнем состоянии искусства

Южная Осетия, несмотря на обусловленный суровой природой уклад жизни и трагические перипетии истории осетинского народа, отнюдь не способствовавшие вольному общению с музами искусства, тем не менее, всегда порождала таланты, значение которых неминуемо перерастало границы небольшого югоосетинского общества и становилось достоянием других стран, в первую очередь, конечно же, России. Ведь именно в неразрывном взаимодействии с ее многонациональной, богатейшей культурой развивались и основные направления искусства современной Осетии.

Одним из векторов, где народный талант проявился достаточно ярко и самобытно стала живопись. Изобразительное искусство Осетии по праву признается одним из наиболее интересных явлений современной художественной культуры. Как отмечают искусствоведы, в полиэтничной и поликультурной картине Кавказа многогранное изобразительное искусство Осетии заслуживает неизменный зрительский интерес и профессиональное признание благодаря уникальному творческому лицу, сформированному поколениями осетинских художников.

Свое начало оно берет в глубине веков, опираясь на местные художественные традиции. Это и «звериный стиль» кобанской культуры, и декоративно-прикладное искусство: керамика, резьба по дереву и кости, работы по камню, художественная обработка металла, художественное шитье и многое другое.

Все это богатое наследие   было осмыслено и переведено на «язык» профессионального искусства первыми профессиональными художниками Осетии – Коста Хетагуровым и Махарбеком Тугановым, отличавшимися уровнем понимания задач, стоящих перед осетинской национальной культурой.

Коста, как художник, сформировался в Академии художеств Петербурга под влиянием русской культуры. Определяющим для творчества Коста Хетагурова стали традиции русского критического реализма. Одаренный портретист, мастер тонкого психологического портрета, он создал целую галерею выразительных образов своих современников: «Портрет Хусина Абаева», «Портрет Славко», «Портрет Анны Цаликовой», «Автопортрет». Жанровые композиции «Дети каменщика», «За водой» стилистически едины с его литературным творчеством. Коста уникален в цельности и всеобщности своего наследия.

Что касается Махарбека Туганова – одного из последователей Коста Хетагурова, воспитанника петербургской Академии художеств и школы-студии Ашбе в Мюнхене, то он большинством искусствоведов по праву признается центральной фигурой осетинского искусства не только начала, но, возможно, и всего XX века. Туганов стал настоящим хранителем нравственных и этических традиций национальной культуры, талантливо соединив европейский художественный опыт и традиционную культуру Осетии.

Его активная подвижническая деятельность, по направленности и достигнутым результатам, является примером для подражания современным художникам Осетии. Речь идет не только о творчестве основоположника осетинского изобразительного искусства, но и об усилиях, которые Махарбек Туганов прилагал для развития искусства в Осетии.

В 1907 году Туганов открывает во Владикавказе первую художественную студию, помогает многим молодым и одаренным художникам отправиться на учебу в Ленинградскую академию художеств. Затем благодаря его усилиям, создаются художественная галерея, а потом и Художественный музей во Владикавказе, ныне носящий его имя.

Не менее значимы его усилия по развитию изобразительного искусства на юге Осетии.

Наивысшего расцвета живопись в Осетии достигает в 60-е – 70-е годы. Почти каждый из тогдашних художников сумел создать неповторимый, яркий, индивидуальный стиль в искусстве. Во многом не похожие друг на друга в своем творчестве, они делали общее дело, уводя искусство от традиционного внешнего понятия национального, от излишней экзотики и назойливой атрибутики в сторону более глубокого постижения духовных ценностей своего народа, заставив говорить об осетинской живописи, как о серьезном глубоком явлении.

Сегодня в сфере изобразительного искусства республики во многом актуальны те же проблемы, которые приходилось решать Махарбеку Туганову и его последователям. Осетинская живопись переживает не лучшие времена. Это не в последнюю очередь обусловлено социальной составляющей. Художник по характеру деятельности творец, демиург в нетленном мире искусства, но ему приходится заботиться о хлебе насущном в мире бренном что, разумеется, не может не сказаться на результатах его творчества.

Что касается работы художественного училища Южной Осетии, носящего имя Махарбека Туганова, то на сегодняшний день здесь имеются достаточно хорошие условия для работы. Как отмечает директор Заур Козаев, нельзя сказать, что училище укомплектовано полностью, но молодежь все же проявляет интерес к изобразительному искусству и идет учиться.

Вместе с тем, по словам директора, выпускники училища, из-за необходимости зарабатывать на хлеб насущный, не могут целиком посвятить себя своему ремеслу, а без этого нельзя создать настоящие произведения искусства.

Со своей стороны председатель Союза художников РЮО Тамерлан Цховребов также отмечает, что сегодня сфера живописи испытывает много проблем, которые не решаются годами. В частности, самой главной проблемой является нехватка художественных мастерских, без которых немыслима полноценная работа художника, а кровля выставочного зала (стыдно назвать его художественной галереей) протекает уже который год. Между тем, без постоянно действующей художественной галереи говорить о популяризации изобразительного искусства занятие неэффективное. Многочисленные обращения в вышестоящие инстанции не дают результата. Чтобы содержать зал и платить налоги Союз художников сдает в аренду фойе зала под магазин национальных сувениров. По словам Тамерлана Цховребова, им нужна либо помощь со стороны Правительства, либо госзаказы. Союз художников разработал и при соответствующей поддержке готов реализовать проект по установке скульптур в городе Цхинвале, выполненных на темы из истории Осетии и Нартских сказаний.

Другой проблемой, которая носит специфический характер, является невостребованность творчества художников в обществе. С одной стороны, жители республики высоко ценят и гордятся талантом осетинских художников, охотно посещают выставки. С другой стороны, в Южной Осетии мало кто покупает картины, традиция создавать и пополнять свои домашние частные коллекции еще не прижилась в республике, в отличие от той же России и других стран, где художники чаще всего зарабатывают, продавая свои картины. И еще: сегодня в современной художественной культуре академическое мастерство является лишь одной из разновидностей искусства в ряду десятков иных видов – это и видеоарт и инсталляции, и андеграундное искусство, и граффити, и артфотография и многое многое другое, которые в республике еще не развиты.

В целом анализируя состояние дел в сфере изобразительного искусства Южной Осетии, можно сделать вывод, что хотя о «золотом веке» живописи говорить не приходится, тем не менее, предсказывать ее полный упадок тоже неправильно. После Туганова в Южной Осетии появилась целая плеяда замечательных художников, многие из которых и сейчас продолжают творить, несмотря на войну и поствоенные неурядицы. Во многом благодаря их деятельности в югоосетинской живописи не произошел разрыв поколений, чего нельзя сказать о музыке, и сегодня в республике есть молодые дарования, со временем могущие достойно представлять изобразительное искусство РЮО.

Поэтому необходим новый толчок, который стал бы катализатором нового всплеска в развитии осетинской живописи и придал необходимую динамику процессам, происходящим в этой сфере.

Помимо создания необходимой инфраструктуры для развития изобразительного искусства, что, безусловно, в нашем случае является прерогативой государства, много зависит от самих художников. Достаточно привести в пример деятельность Махарбека Туганова, который, не ограничиваясь одной лишь сферой творческой деятельности, был активным пропагандистом художественной культуры в Осетии. Он организовывал выставки, писал многочисленные статьи об искусстве в Осетии.

В нашей республике как-то не сложилась традиция регулярно проводить круглые столы на тему искусства, с участием подрастающего поколения и просто ценителей. Опять-таки, за редким исключением, нет дискуссионных статей о новых веяниях в культуре Осетии, тех или иных направлениях в искусстве. Здесь сказывается и то, что культурология, как наука, в республике не развивается, почти нет людей, которые бы специализировались как эксперты в области осетинской культуры.

Культурная проблематика должна стать так же широко обсуждаемой, как и политическая для повышения ее значимости и популяризации в обществе. Искусство никогда не может жить в замкнутом мире, в подполье, оно должно циркулировать в массах, отражая их умонастроения и чаяния, и одновременно влияя на них. В данном случае думается, все зависит от самих деятелей искусства.

Алла ГЕРГАУЛОВА