Для истории осетинского народа памятники материальной культуры имеют первостепенное значение, так как восполняют отсутствие источников. Сложная историческая дорога осетинского народа, особенно в драматическую эпоху средневековья, слабо освещенная в письменных памятниках, может быть исследована и прочитана на основании изучения вещественных источников, т.е. археологических объектов.
В наше время, когда наблюдается повышенный интерес к прошлому, объективная информация нужна как никогда. Культура – это исторически определенный уровень развития общества и человека, в том числе в создаваемых им материальных и духовных ценностях. Поэтому археологические объекты с полным правом можно отнести к памятникам культуры. Вместе с тем археологические памятники народа являются материальным воплощением его истории, они дополняют и уточняют определенные моменты прошлого быта.
«Памятники культуры говорят о преемственности и непрерывности традиций, свидетельствуют о неизбывности и неисчерпаемости народного творчества. Культура нового времени зиждется на творческом гении народа. Как показывает анализ, памятники культуры осетинского народа не были созданы в творческой и духовной изоляции, они вобрали опыт соседних и даже дальних народов, сохраняя при этом свои особенности и национальную самобытность», – говорит известный осетинский историк, археолог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РЮО и РСО-А Руслан Георгиевич Дзаттиаты.
Впервые Осетия привлекла внимание ценителей старины со всего мира в XIX веке. В 1869 году в горах Осетии был большой паводок. Вешние воды вызвали обвал одной из террас левого берега реки Гизельдон близ с.Кобан. В обрыве открылись древние захоронения с массой бронзовых вещей. Земли эти принадлежали местному землевладельцу – алдару Хабошу Канукову, который решил подзаработать на продаже находок из обнажившихся могил.
Х. Кануков, став первым представителем «черных археологов», фактически монополизировал все раскопки, сделав находки предметом продажи. Такая деятельность Х. Канукова и его многочисленных последователей создала колоссальные трудности в изучении памятников позднебронзовой эпохи Кавказа, особенно на территории Осетии, где не осталось ни одного не потревоженного погребения. И только исследования археолога Б.Техова в Тли, на территории нового захоронения позволили исследовать культуру бронзы в комплексе, и в неразграбленном виде.
«Научных сил Юго-Осетинского НИИ не достаточно, чтобы охватить археологическими исследованиями всю Южную Осетию. Имевшаяся здесь первоклассная археологическая школа сегодня перестала существовать. На всю Республику есть всего один профессиональный археолог – Роберт Гаглойты. В последние годы худо-бедно, но были проведены разведочные работы в районах Республики в местах проявления археологических памятников. Однако говорить о полноценном возрождении археологической науки в Южной Осетии, конечно же, преждевременно. У нас отсутствует целый ряд специалистов, необходимых для проведения археологических работ, таких как топографы, препараторы, антропологи, почвоведы, лаборанты по палеонтологии и остеологии», – пишет в одной из своих статей этнограф, кандидатом исторических наук Роберт Кулумбегов.
С. ГАБАРАЕВА