17 апреля исполнилось бы 75 лет осетинскому художнику Радию Асаеву

Художник – состояние души

Художник – состояние души, пронзительный взгляд, всегда любопытный, глубокий, заинтересованный, устремлённый в будущее. Вспоминая старшего брата, Алла Асаева, доцент кафедры изобразительных искусств СОГУ, член Союза художников СССР с 1988 г., рассказывает, что Радия Асаева отличала способность к нестандартным решениям даже в быту, в жизненных мелочах: «Он мог увидеть красоту в обыденном. Словно часть его души обитала где-то далеко, за горами, в стране стихии ветра, среди лугов и озёр», – говорит Алла Ревазовна.
«Я всегда восхищалась своим братом, начиная с личностных отношений и заканчивая творческим потенциалом. Его однокурсники, которые учились с ним в Ленинграде, рассказывали, что он мог легко закончить за три часа работу над длительной постановкой независимо от того, это живопись или рисунок», – вспоминает сестра художника.
Некоторые преподаватели Академии художеств Санкт-Петербурга, у которых позже занималась Алла Асаева, хорошо знали ее брата Радия. «Евсей Моисеенко и Петр Белоусов были моими преподавателями и всегда с особой теплотой вспоминали о нем. Они мне рассказывали, что Радий всегда отличался особым характером. Он не мог пройти мимо, если кого-то обижали, мог и в драку полезть, чтобы защитить слабого. А главным аргументом в пользу Радия, когда этот инцидент стал предметом вузовских разборок, стало то, что именно его работы выставляла Академия художеств на всех международных и всесоюзных вернисажах. На этом вопрос был исчерпан», – рассказала Алла. Кроме того, Радий был интересным собеседником, с глубокими знаниями в разных областях жизни.
Все то, что он успел за свою короткую жизнь перенести на холст, получилось простым и искренним. Он ушел молодым, но несмотря на это, все же смог занять достойное место в истории осетинской живописи.
Художник на протяжении своего творческого пути обращался к различным жанрам, но главное место занимал портрет. В портретах кисти Радия Асаева чувствуется попытка анализа духовного мира личности.
Народный художник Грузинской ССР, лауреат премии имени К. Хетагурова Борис Санакоев в свое время сказал о Радие Асаеве: «Он был предан своим идеалам и товарищам. С ним всегда было спокойно и легко…».
«Радик был Человеком с большой буквы. Настоящий ирон лæг, – вспоминает академик РАХ, народный художник РФ, член Союза художников СССР с 1971г. Шалва Бедоев, принявший над ним своеобразное шефство по просьбе своего друга, отца Реваза Асаева. – В нем жил рыцарский дух, не терпевший унижения личности, в какой бы форме оно не происходило». Благородный рыцарь, душа компании, он заслужил уважение среди сверстников тем, что всегда был готов защищать несправедливо обиженных не только на словах, но частенько и на кулаках.
Один из наставников югоосетинского живописца, народный художник России профессор П. Белоусов, отмечая личностные и профессиональные качества, отзывался о нем очень тепло: «Я всегда испытывал глубокое уважение к его великолепному творчеству. Его талант, его внешность, его общение со всеми людьми были красивы и благородны».
«Я нынче снова вспомнил о былом. Он, как и я когда-то, стройный, гибкий… Мы с ним вдвоём по Невскому идём, и дарят девушки ему улыбки…», – писал о сыне Реваз Асаев, поэт, публицист, член Союза журналистов, заслуженный деятель культуры РЮО.
Картины Радия отличаются глубоким профессионализмом, четкостью и точностью, и в то же время им присуща лёгкая небрежность.

Радий среди 13 коммунаров

Снова и снова просматриваю картины из серии портретов. Меня лично особенно впечатляют лица и образы героев в произведениях автора. В глазах коммунаров (картина «13 коммунаров») отражается весь трагизм ситуации, вся эпичность события. Казалось бы, просто обычные парни стоят на холме над Цхинвалом, смело глядя смерти в лицо. Смотрю и не могу понять: как мастер достигает эффекта настоящих, «живых» образов?
Картина «13 коммунаров» – дипломная работа Радия Асаева. Он долго думал над темой диплома и отец подсказал ему этот исторический сюжет, который сыграл судьбоносную роль не только в новейшей истории Осетии, но и в жизни самого художника.
«На первом плане в группе коммунаров, которых расстреляют через несколько секунд, художник изобразил себя. Меня часто одолевают тяжелые мысли…
Возможно, такая материализация своего образа предопределила его скорый уход. Ведь в 30 лет его не стало…», – вспоминает Алла Ревазовна.
Кисти художника характерно тонкое чувство формы, умение передать характер человека. Рисунки отличаются строгостью линий, пластичностью и мягкостью исполнения.
География живописи Радия Асаева простирается с юга на север, от Цхинвала до Ладоги. Родившийся под южным солнцем, художник полюбил и северную природу, увидел в ней качества, созвучные его мироощущению – благородное изящество рисунка, неяркие тона пейзажей и мягкость северного света, встроенного в палитру картин серебристыми бликами и воздушными мягкими линиями. Художник остается верен камерному лирико-созерцательному пейзажу, традициям реалистической школы, корни которой уже видны в пейзажных фонах картин Веницианова.
«Церковь Варвары» – на картине помимо церкви изображены несколько деревьев, часть водоема и скособоченные избы. Проза мотива и поэзия его воплощения удивляют. Пренебрегая деталями, словно на одном дыхании, художник выплескивает на полотно с исчерпывающей искренностью образ огромной эмоциональной силы. В нем не только тихая грусть, сколько глубокая душевная боль. Мастерски прорисованы элементы природы, которые соседствуют с домами, изображёнными набросками «от руки». Эта деталь картины словно придает им живость, какой-то «домашний» вид. Работа выполнена в тонко нюансированных цветовых оттенках, сочетающих разные фактуры. Здесь легкие касания кисти с прозрачным красочным слоем соседствуют с уверенным мазком сложного цвета. Все вместе сплетается в тончайшее живописное полотно, которое живет, откликаясь в душе зрителя на лирическую исповедь автора.
Где многие проходят, не задерживая взгляд, Радий Асаев останавливался с мольбертом и красками превращая прозу жизни в поэзию. «Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное», – писал величайший Н.В. Гоголь. Думаю, что эти слова имеют прямое отношение к Радию Асаеву.

Залина ЦХОВРЕБОВА