Сармат Кабисов: «Интерес молодежи к национальной музыке повышается»

В Южной Осетии, вот уже 16 лет успешно функционирует Государственный хор осетинской национальной песни и детский хор при президенте РЮО. 15 лет вплоть, до своей смерти коллектив возглавлял известный осетинский дирижер, композитор Анисим Дзаттиаты, внесший, без сомнения, весомый вклад в развитие национальной культуры и искусства. С прошлого года хор возглавляет Сармат Кабисов, продолживший традиции, заложенные Анисимом Дзаттиаты. В интервью газете «ЮО» он рассказал о планах по дальнейшему развитию Государственного хора, поделившись мнением об актуальных вопросах, связанных с народным песенным творчеством.

– Ровно год назад ушел из жизни основатель и бессменный руководитель Государ-ственного хора осетинской национальной песни и детского хора при президенте Южной Осетии Анисим Антонович Дзаттиаты. Дело всей своей жизни известный дирижер «завещал» Вам. Расскажите историю прихода в этот хоровой коллектив. Почему выбор пал именно на Вас?
– С Анисимом Дзаттиаты был знаком еще с детства, ходил к нему в хор, когда мне было еще восемь-девять лет. Окончив здесь 9-й класс, я поступил в колледж культуры во Владикавказе, после чего продолжил учебу в Северо-Кавказском государственном институте искусств в городе Нальчике в Кабардино-Балкарии. Все это время Анисим Антонович не терял меня из виду и неоднократно предлагал работу в хоре. Откликнуться на его предложение я смог после того, как перевелся на заочное отделение и приехал в Цхинвал. Мне было предоставлена работа в хоре в качестве аккомпаниатора, но параллельно он готовил меня на должность дирижера. По профессии я преподаватель, а также дирижер оркестра, артист ансамбля и руководитель творческого коллектива, поэтому, в принципе, мог дирижировать и хором. Во время пандемии коронавируса он, опасаясь болезни, редко выходил на работу, и месяцами с хором приходилось работать мне. К сожалению, ему не удалось избежать этой коварной болезни, которая и стала причиной его смерти. Но еще до этого, Анисим Антонович написал заявление на имя главы республики, где ходатайствовал о моем назначении на должность директора и худрука Государственного хора осетинской национальной песни и детского хора при президенте РЮО.
Сегодня, в качестве директора, в хоре занимаюсь вопросами административного характера. Как худрук, в обязанности мои входит подбор репертуара и работа с аккомпанирующим составом, к которому я подключил пятерых исполнителей, играющих на таком национальном инструменте, как дала-фандыр.
– Как формируете репертуарный план хора. Вы строго следуете канонам, которых придерживался дирижер Анисим Дзаттиаты или намерены менять устоявшуюся «хоровую политику»?
– Название нашего коллектива говорит само за себя – хор осетинской национальной песни, поэтому большая часть нашего репертуара состоит из осетинских героических песен. Есть также казачьи песни и русские народные песни. Любимым выражением, которое часто произносил Анисим Анто-нович была фраза: – «Ирон зарæг ма хъуамæ фесæфа». За весь период своей работы, он собрал очень много песен. Сам ездил по селам Осетии и записывал народные песни, которые затем обрабатывал. Как композитор написал немало хоровых произведений, но главный акцент он ставил на осетинские героические песни. Скажу больше, мужской хор Северо-Осетинской Госфилармонии под управлением Ольги Джанаевой в свое время тоже создал Анисим Антонович. Поэтому, естественно, репертуар будем развивать в направлении дальнейшего освоения осетинского народного песенного творчества. Он ушел от нас год назад, поэтому мы в хоре пока не думали о внесении изменений в репертуар. Недавно организовали ему вечер памяти, где звучали песни, над которыми работал он сам. Теперь у хора отпуск, который завершится в августе, после чего будем думать о нашем дальнейшем репертуаре. Кардинально менять и переделывать репертуар я не намерен. Единственное, планирую разнообразить и увеличить аккомпанирующий состав хора. К осетинской национальной гармонике добавятся еще струнные инструменты. Сказать, что тем самым создаю что-то принципиально новое тоже не могу. У Анисима Антоно-вича, в бытность работы в «Симде», подобная конструкция аккомпанирующего состава присутствовала.
– Сегодняшние артисты хора – кто они?
– В хоре два состава – детский и взрослый. Взрослый состав представлен из тех артистов, которых в свое время собрал сам Ансимим Антонович, когда в далеком 2006 году создавал свое детище. А вот детей от девяти до тринадцати лет отбираем каждый год. Ходим по школам и ищем таланты. Одних привлекает стипендия, которую дети получают в хоре в размере 850 рублей, другие хотят реализовать свои способности. Что касается взрослого состава, то они получают зарплаты как обычные работники сферы культуры. Хор регулярно принимает участие в различные рода мероприятиях, проводимых на государственном уровне. При Ани-симе Дзаттиаты, с концертами выезжали и во Владикавказ, и в Абхазию. Однако последние два года из-за пандемии коронавируса поездки за пределы республики были сильно ограничены. Месяц назад во Владикавказе с детским составом хора приняли участие во II Международном многожанровом конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества «Сияние Кавказа», где заняли первое место. Наши участники исполнили произведения «Аланты фæлтæртæ» (музыка и слова Анисима Дзаттиаты) и «Город-герой Цхинвал» (музыка и слова Марины Дзигоевой), продемонстрировав высокий уровень детского хорового исполнительства, несмотря на то, что для младшего состава хора это был первый опыт участия в подобных конкурсах за пределами Южной Осетии.
Считаю, что нам необходимо чаще принимать участие в международных конкурсах и фестивалях, для того, чтобы развивать и продвигать осетинскую национальную культуру. Кроме того, это хороший стимул для каждого хориста работать над собой и повышать мастерство исполнения.
– Осетинские народные песни, в большинстве своем, исполняются в жанре a capella. Детям это под силу?
– Нет, конечно. Младшего состав хора разбит на три голоса, впрочем, как и взрослый. Но a capella петь они еще не могут. Их небольшой репертуар полностью подстроен под аккомпанемент.
– Роком, джазом или другими музыкальными направлениями никогда не увлекались?
– Однозначно, нет. Давно понял, что в творчестве надо найти одно конкретное направление и развиваться в этом. С удоволь-ствие слушаю классическую музыку. Сам играю ее на осетинской гармонике. Блестяще, кстати, на ней звучат Бах, Бетховен, Моцарт… По сути, это тот же аккордеон, просто нет регистров.
– С какого возраста Вы начала увлекаться народной музыкой?
– Музыкой увлекаюсь с пяти лет. Я жил в Хетагурово и там начал ходить в клуб, затем поступил в музыкальную школу, после закончил училище. Благодаря односельчанке, гармонистке Нонне Кузиловой, работавшей в сельском клубе, я полюбил национальную гармонику и с тех пор никогда не расставался с ней.
– Можно ли сказать, что народная песня уходит из нашей жизни?
– Утверждения о том, что народная песня отмирает, нередко можно услышать, но я с этим не согласен. Есть определённый контингент, который очень ценит и любит осетинскую национальную музыку. Так было всегда. У классической музыки всегда был слушатель. Более того, я наблюдаю тенденцию, связанную с повышением интереса к национальной музыке. Молодежь, особенно в северной части Осетии, очень сильна увлечена народной музыкой.
И. ТЕДЕЕВА