Праздник Джеоргуыба у осетин

Осенний праздник Джеоргуыба в честь осетинского святого Уастырджи, покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных, отмечается 22 – 23 ноября. Это торжество является одним из главных в Осетии. К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остается неизменным многие века.
В последнюю неделю ноября наступает ответственный день, к проведению которого тщательно готовятся все осетины. Джеоргуыба празднуется по окончании сельскохозяйственных работ и проходит одинаково как в северных, так и в южных районах. Накануне праздника, который всегда наступает в понедельник и продолжается до конца недели, каждая семья закалывает животное для жертвоприношения. Предпраздничное воскресенье так и называют – «день закалывания быка».
В понедельник к столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию. Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин. Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи.
Джеоргуыба – осетинский народный праздник, история возникновения которого уходит далеко в прошлое. К столу в это время нельзя подавать рыбу, свинину или птицу. Основной рацион составляет говядина или баранина. В качестве главного блюда выступает голова быка или овцы, приготовленная по национальному рецепту.
Вначале к трапезе приступают старейшины семьи. Они оставляют большие и сочные куски мяса молодым юношам, чтобы новое поколение росло здоровым и сильным. Женщины ранее не участвовали в праздновании, но сегодня они также отмечают его вместе с остальными.
Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.
Праздник Джеоргуыба у осетин основывается на нартском эпосе. Он пришел в страну из далекого прошлого, и сегодня никто точно не может сказать, когда именно зародилась традиция отмечать день святого Уастырджи. Известно только, что непосредственно само празднование ничуть не изменилось. На стол подаются те же самые блюда, традиции тоже остались аналогичными.
Поскольку Джеоргуыба – праздник в честь осетинского святого, в этот день принято обращать свои молитвы только к нему. Но отмечающие не забывают и про Бога. Несмотря на то что святой покровительствует мужчинам, поднимаются тосты и в честь женщин.
В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуыба в Осетии действительно почитается. Вес памятника – 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.
Праздник Джеоргуыба каждый год проводится приблизительно одинаково. Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. После того как его отметят в кругу семьи, осетины ходят в гости к соседям.
Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.
Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. А то, что праздник Джеоргуыба у осетин до сих пор отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.