«Пост есть удаление от зла…»

28 июня у православных христиан начался Петров пост

Через неделю после праздника Всех святых начинается Петров пост или как его еще называют Апостольский. Это название он получил потому, что заканчивается в день апостолов Петра и Павла.
Начало этого поста не приходится на определенный день, а зависит от времени празднования Пасхи. А вот окончание поста связано с праздником Петра и Павла, который приходится на 12 июля. Именно потому и продолжительность поста каждый год меняется, и в этом году Петров пост продлится две недели. По официальным данным самый короткий пост длился 8 дней, самый длинный – 42 дня.

Факты говорят
История установления Петрова поста уходит в глубокую древность, и частые упоминания об этом событии встречаются в источниках, датированных IV веков н. э. Официально пост утвердили в те времена, когда в великих городах Риме и Константинополе построили первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени свидетельства отцов Церкви об этом посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа», – пишет святой Лев Великий.
Повсеместное распространение практики поста связано с событием воздвижения храмов в честь святых апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме, а также широким распространением почитания дня их памяти – 12 июля. Высокий авторитет самых близких учеников Христа способствовал тому, что пост перед днем их памяти вошел в богослужебную жизнь всех Православных церквей. Смысл Петрова поста стал восприниматься в подражании и чествовании подвига апостолов, постом и молитвой готовившим себя к тому, чтобы выйти на всемирную проповедь о Христе.
Блаженный Симеон Солунский (15 век) пишет, что «пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания».
Но Петров пост, как и другие многодневные посты, появился не сразу в той продолжительности, которую он сейчас имеет. Так, еще в середине ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха Марка, обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов, Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор Валсамон, Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует соблюдать не менее семи дней, но не сорок и более дней, «ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи». Так о Петровом посте он писал: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Что вкушать?
Как говорят священнослужители, Петров пост, как и другие посты – Рождественский, Великий, Успенский, призывает православных христиан к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. Во время поста человек должен быть особо устремлен к Богу, и пост призывает человека пройти по этому пути. Надо помнить, что главное в постном периоде – воздержание духовное, а ограничения в пище играют второстепенную роль. Важно делать добрые дела, радовать Спасителя, держать себя в состоянии кротости, смирения, любви к окружающим. Согласно церковным канонам, предписываются усердные молитвы, чтение духовных книг. Точно так же старательно работают, после чего обязательно отдыхают. Порицается праздное времяпрепровождение, шумные посиделки, просмотры телевизионных передач. Желательно по возможности отложить посещения гостей, концертов, кинотеатров.
Если нет ограничений по здоровью, запрещается вкушение мяса, яиц и молочных продуктов. По современной практике, мирянам в этот пост вкушение рыбы дозволяется в любой день, кроме среды и пятницы! Для монахов пост более строгий и определяется уставом монастыря.
Но в любом случае, прежде чем, приступить к воздержанию в пище, необходимо посоветоваться с духовником или взять благословение на пост у священника в храме. Потому что как физическое состояние, так и духовный уровень у каждого человека свой. И требуются разные дозы духовного лекарства, чтобы избавиться от той или иной страсти, греховной привязанности, в чем собственно и заключается смысл поста!
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души».
По мнению святителя Иоанна Златоуста, «кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».
Подготовила А. СИУКАЕВА