«Последний свидетель»: в Цхинвале представят эпохальную постановку

В конце уходящего года Юго-Осетинский госдрамтеатр представит на суд зрительской аудитории долгожданную премьеру режиссера Тамерлана Дзудцова «Последний свидетель»

На сегодня работа над постановкой идет полным ходом и близится к финишной прямой. Спектакль поставлен по пьесе нашего современника, писателя Алана Остаева, который ранее был известен широкой публике как тележурналист и участник ряда популярных телевизионных проектов.
По его словам, «Последний свидетель» для него – первое произведение в жанре драматургии. Прежде он в основном писал рассказы и повести.
Пьеса была написана им к столетию геноцида, которое отмечалось в 2020 году, и получила высокую оценку руководства и худсовета театра. С тех пор предпринимались неоднократные попытки представить постановку на сцене Юго-Осетинского госдрамтеатра, но ограничения, связанные с пандемией коронавируса, каждый раз заставляли отложить премьеру спектакля.
В произведении Алан Остаев детально описывает геноцид осетинского народа, опираясь на свидетельства очевидцев и архивные данные.
Помимо 13 коммунаров, в пьесе ярко представлены образы лидеров национально-освободи-тельного движения, которые возглавляли сопротивление грузинским войскам, вторгшимся в Юж-ную Осетию. В их числе Мате Санакоев, Рутен Гаглоев, Арсен Дзуццов, Мидта Хасиев и многие другие.
Как в пьесе, так и непосредственно в самой постановке максимально точно отражены трагические события геноцида 1920 года. Свое отражение нашли и образы военных и политических руководителей Грузии, сыгравших роковую роль в истории осетинского народа. Среди них командующий Национальной гвардией Грузии Валико Джугели, главнокомандующий грузинской армией Георгий Квинитадзе и другие деятели, ответственные за геноцид осетин.
Повествование ведется от первого лица, главного героя пьесы – Дзараха, роль которого исполнил народный артист РЮО Вильгельм Хасиев. Дзарах вспоминает страшные события 1920 года, очевидцем которых он стал, потеряв своих родителей. Его воспоминания воссоздают в образах национальную катастрофу, постигшую наш народ. Трагизм постановки усиливается тем, что на закате своей жизни Дзарах становится свидетелем новой попытки Грузии устроить геноцид Южной Осетии в 2008 году.
Для более четкого соответствия постановки историческим фактам, в процессе отработки сцен впервые за последние годы принимает участие сам автор пьесы, чье мнение режиссер и актеры всегда принимают во внимание.
В целом, «Последний свидетель» можно смело назвать самым масштабным спектаклем последних десятилетий на югоосетинской сцене. В ней задействована вся труппа театра, студенты актерского факультета ЮОГУ и даже школьники. Привлечения такого количества участников требует сценарий постановки, предполагающий зрелищные массовые сцены, включая сцены перехода беженцев через Главный Кавказский хребет.
Кроме того, как сообщил режиссер Тамерлан Дзуццов, в ряде эпизодов будут принимать участие артисты Дигорского театра. «Поскольку в пьесе есть сцены с участием дигорцев, в спектакле в этой связи должен звучать и дигорский диалект», – считает Тамерлан Дзуццев.
Этот момент также непосредственно связан с событиями геноцида 1920 года, когда часть беженцев из Южной Осетии смогла добраться до Дигоры, где жители оказали им очень теплый прием, уступая пострадавшим соотечественникам свои дома.
Проблем с творческим взаимодействием северо-осетинских артистов с югоосетинскими коллегами нет никаких, поскольку сотрудничество между ними налажено давно.
«Последний свидетель» еще больше объединит артистов театров юга и севера Осетии», – уверен Тамерлан Дзудцев.
По его словам, помимо массовости, уникальность спектакля «Последний свидетель» для Юго-Осетинского госдрамтеатра заключается и в изобилии спецэффектов, которые, в частности, воссоздают погодные условия во время перехода беженцев через горы. Для правильной отработки спецэффектов приобретено соответствующее оборудование, приглашены квалифицированные специалисты. В результате проект оказался очень дорогостоящим, но в руководстве театра уверены – значимость постановки и ожидаемый эффект оправдают все расходы.
Несомненный интерес для зрителя будут представлять и сцены, в которых отражено участие еврейского и армянского населения города Цхинвал в судьбе своих соседей осетин, которые подверглись этническим чисткам.
Спектакль изначально ориентирован не только на осетинскую аудиторию, но и на зрителей из других стран, поэтому он будет сопровождаться синхронным переводом на русском языке. Работа по переводу текста была выполнена журналистом Радой Дзагоевой. Музыку к спектаклю написал композитор Мурат Плиев, в качестве балетмейстера выступил Георгий Келехсаев, а художником является Мадина Санакоева, художник по костюмам Татьяна Кочиева. Весомую и всестороннюю поддержку госдрамтеатру оказал также президент Южной Осетии Анатолий Бибилов.
Руководством театра уже сейчас решается вопрос, чтобы поистине эпохальная постановка была представлена на театральных подмостках РФ в ходе очередных гастролей Юго-Осетинского госдрамтеатра.
Таким образом, актуальность спектакля «Последний свидетель» заключается не только в том, что он станет логическим продолжением памятных мероприятий, посвященных столетию геноцида 1920 года. Речь о том, что грандиозная постановка фактически станет дополнением к тем усилиям, которые долгие годы предпринимаются руководством республики и югоосетинской дипломатией в вопросе признания геноцида осетин.
Возможно, спектакль, посвященный трагическим событиям в истории осетинского народа, несколько не вписывается в предновогодние мероприятия, но значимость затрагиваемой тематики позволяет не обращать внимания на подобные возражения. Как отмечает Алан Остаев, премьера «Последнего свидетеля» будет иметь значение не только для Южной Осетии, но и для всего осетинского народа.
«Очень важно показать нашу историю и нашу трагедию всему миру. Спектакль, несомненно, очень тяжелый, но его должны посмотреть все. И молодёжь, которая мало знает о событиях 1920 года, и взрослое поколение, для более ясного представления о трагических страницах нашей истории», – считает автор пьесы.

Алла ГЕРГАУЛОВА