О Логосе и Психее, гигиене души, субкультуре и спасении человечества через искусство…

Своеобразный «оазис» посреди нелегких студенческих будней

Литературная гостиная ЮОГУ – кладезь педагогического опыта, знаний и мировой литературы. Посетив однажды литературную гостиную, вы рискуете стать другим человеком и пересмотреть взгляды на искусство. О Литературной гостиной в интервью нашей газете рассказала ее основатель заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Манана ПАРАСТАЕВА.

  • Как родилась Литературная гостиная?
    – Я дитя легендарного клуба «Аполлон». Помню, как мы выбирали имя новорожденному клубу. Мы очень любили основательницу клуба Т.Н. Шавлохову, давшую безупречное направление нашим интеллектуальным устремлениям. Можно представить волнение и всю ответственность, когда мы с Аллой Икоевой готовили второе заседание клуба. Алле поручили сообщение о музыке, мне достались художники итальянского Возрождения – Джотто и Мазаччо. Сегодня сложно представить, что материал об искусстве найти было непросто, выручали частные библиотеки. В нашем городе было немало интеллектуалов и почитателей искусства.
    Потому, когда наступили темные дни войны для нашей республики, а мир готовился встретить новое тысячелетие, очень захотелось подбодрить наших студентов мыслью, что ничто не теряется, если есть у народа Хранители… Необходимо было вдохнуть жизнь в новых Хранителей, а возможно, и созидать новых. Вот тогда и родилась Литературная гостиная, в декабре 1999-го года! Благодарна всем, кто поддержал эту идею! Увы, среди нас уже нет Нафи, Н.Я. Габараева, светлая и незабвенная память им.
    Тогда филологические факультеты были многочисленны, более того, в нашем вузе еще учились на русско-иностранном, на классическом историко- филологическом, потому заседания Гостиной можно было проводить каждую неделю. Когда студенты стали получать задания, заметила, что они очень охотно берутся за дело. Вывешивалась афиша, в которой сообщалось, кто принимает гостей, какой курс, чему посвящается очередная встреча. Всегда собиралась многочисленная аудитория. Позднее родился логотип Гостиной. Это был рисунок студентки, сейчас сотрудницы кафедры, талантливой Анжелы Стамбулян. Многие помнят это сюрреалистическое объятие двух фигур, Психеи и Логоса, что означало гармонию двух начал в человеке – души и слова-разума. Неслучайно одна фигура сливалась и переходила в другую, мы наглядно хотели подчеркнуть, что не может обходиться без Психеи Логос и наоборот.
    Было видно, что Гостиная оказалась спасением для детей, которые после обстрелов приходили в ЮОГУ учиться. Когда ушли первые участники нашей гостиной, а у нас учились люди со всего СССР, я получала от них письма. Они писали, что трудности жизни им помогли преодолеть соприкосновения с великими, о которых говорили на заседаниях Гостиной. Хорошо бы собраться всем нам к юбилею Гостиной, который, надеюсь, состоится в декабре 2019 г.
    – Какие цели преследует литературная гостиная? Сможет ли она привить любовь к культуре современному студенту?
    – Какие бы цели мы не ставили, любой разговор упирается в определенные культурные процессы. Обсуждаемые темы переплетаются друг с другом, это помогает молодым иметь развернутый взгляд на все происходящее, или случившееся в жизни человечества. Мы даем молодым возможность апеллировать к своей душе, как к универсальному каркасу знаний и морали, что позволит в жизненных трудностях не потерять альтруизм и человечность. Гостиная предполагает воспитание т. н. гигиены души, что непросто, но для чего существует много действенных инструментов в литературе и искусстве.
    Думаю, рейтинг любого высшего заведения зависит от состояния гуманитарных наук. Точные науки имеют значение, но гуманитарные – основа и единственно емкая возможность сохранения лучшего в традициях народа, нации. А традиции нашего народа великолепны! Это и есть основная концепция Литературной гостиной – просвещение.
    – Кто может стать гостем Гостиной?
    – В последнее время я приглашаю гостей в зависимости от обстоятельств. В декабре во время презентации альманаха «Буламаргъ» наш университет посетила Советник Посла Южной Осетии в России Зара Валиева – автор множества потрясающих поэтических и прозаических произведений на русском языке. Ну как мы могли не представить ее творчество нашему студенчеству! Наши гости – художники и музыканты, как соотечественники, так и зарубежные. Однажды в РЮО приехала неоднократная чемпионка мира Ирина Роднина. Она приняла предложение встретиться с нашими студентами и ее искренне восхитила талантливая молодежь, особенно юные доулисты. Стояла рядом с ней и чувствовала ее удивление и восхищение! Литературная гостиная открыта для каждого талантливого человека, которому есть чему нас научить и что рассказать.
    – Литературная гостиная является своеобразным «оазисом» посреди нелегких студенческих будней. Есть ли у нее аналоги в республике?
    – Аналоги в республике есть. Я рада, что наши бывшие студенты берут мысли и идеи за основу своего творчества. Помню, как нынешний министр образования Натали Гассиева основала в школе Альбион свою литературную гостиную. Есть много примеров, и мы с удовольствием принимаем эти заимствования, но надо отметить – именно на кафедре русской и зарубежной литературы они проходят апробацию. Именно здесь, при И. Гассиевой, заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы и ректоре Т. Кокоеве в 1999 г. была основана литературная гостиная. Позднее на кафедре основали Общество почитателей Гайто Газданова, руководить которым взялась незабвенная Марина Чибирова, специалист по творчеству Гайто.
    В ноябре 2018 г. по приглашению ректора Вадима Тедеева с визитом прибыла доктор филологических наук, член Общественной палаты России, руководитель Есенинского научного центра, член Союза писателей России профессор Ольга Воронина с композитором и ученым А. Трушкиным.
    В ходе беседы с российскими коллегами было решено основать в ЮОГУ при кафедре русской и зарубежной литературы Литературный научно-образовательный центр имени Сергея Есенина, который будет нацелен, в т. ч. и на практическую помощь новой плеяде югоосетинских русскоязычных писателей, поэтов, переводчиков. Надеемся на то, что у нас все получится!
    – Есть надежда, что из нынешних студентов зажгутся звезды литературы?
    – Не сомневаюсь! За все время работы я гордилась определенными именами. Инал Плиев, например, еще студентом инициировал себя как человек литературного труда. Сейчас он прекрасный переводчик, замечательно чувствующий русский и осетинский язык. У нас училась потрясающая Азау Хачирова. Сегодня ее имя известно любителям философской осетинской поэзии. Анжела Стамбулян – универсальная персона, одинаково великолепно разбирающаяся в живописи и в поэзии. Она работает на нашей кафедре. И надо видеть просветленные лица студентов после ее лекций. Сегодняшняя моя радость – талантливые начинающие и состоявшиеся писатели – студенты. На заочном филологическом получают образование члены Союза писателей России, студенты из Сирии, Норвегии, наша соотечественница Милена Тедеева и т.д. Горжусь!
    – В последнее время люди увлеклись т. н. массовой литературой: детективы, комиксы, любовные романы. Почему люди уходят от классики?
    – Я бы сказала – периодически сбегают… Всегда существует и существовала альтернатива высокому искусству. Мы ее называем субкультурой. И это объяснимо: высокое искусство требует трепетного сочувствия и широких знаний. Но есть люди, которых угнетает подобная необходимость, они тоже носители прекрасного, но в суженых параметрах. Конечно, вполне закономерно, что вдруг наступает период массового «бегства». Понятно, почему ПОПУЛЯРНЕЕ ТО, НАД ЧЕМ ЧЕЛОВЕК НЕ ОСОБЕННО ЗАДУМЫВАЕТСЯ. Так получают вполне законную прописку в нашем общежитии литература и искусство для масс, субкультура… Однако искренне считаю, все, что создается человеческим творчеством, нуждается во внимании, в изучении и оценке!
    Мы обязаны систематизировать все созданное человеческим духом, обязаны изучить приоритеты в оценке параметров творчества той или иной творческой лаборатории. Одним нравятся вещи, которые вынуждают думать. Но вряд ли их большинство в обывательской и даже студенческой среде. Сегодня спешат все! И в этой «рваной» действительности не особо хочется вдаваться в парадоксы и в просторы мыслей гениев. Поэтому понимаю – субкультура неизбежна, и она имеет свои собственные просторы.
    Каждый человек сам выбирает, что читать, а возможно и вовсе не читать. Если в семье есть культ просвещения и тяга к высокому в искусстве, мы получим в социуме персону, пренебрегающую суррогатом. Но немало и тех, детство которых желало лучшего, которые были не совсем обустроены в дет-стве, и вот здесь уже начинаются условности и потери…
    – Как вы прокомментируете чувство, когда читаешь высокую литературу и хочется сделать перерыв, прочесть что-нибудь полегче?
    -Это естественно и вполне здоровая и щадящая позиция. Сколько книг, к которым вновь и вновь возвращаешься, которых невозможно прочесть один раз и навсегда. Возвращение к книге – зов самой книги или автора. Когда твое «серое вещество» в оппозиции художественному произведению, неважно живопись или литература, тебе надо решить проблему соавторства. Хотите вы или нет, хорошее произведение искусства вынуждает к сотворчеству. И этот труд соответствия нуждается в отдыхе!
    – Что нужно сделать, чтобы понять всю глубину произведения и его скрытый смысл?
    – Без должной подготовки сложно понять глубину произведения. Вот попробуйте ответить на вопрос (кстати, его часто задают молодые): «Герасим дурак? Почему он утопил Муму?». Ну не может быть ответ однозначным. Это одно из самых революционных произведений в русской литературе. Только после многих прочтений понимаешь, что смерть Муму – это апофеоз свободы, что так рассказал Тургенев о болезненной потере рабства и таком же болезненном обретении свободы в русской дей-ствительности. Герасим уже свободен, потому что он нем и глух. Какой оксюморон гениальный! Прощаясь с Муму, Герасим вообще бросает вызов всему немощному в России. И только после этого его встречает Россия красивая, открытая и розовощекая. Всего лишь надо было увидеть ее такую! Успеть увидеть! Но так заковыриста жизнь, которую Господь сочинил для людей.
    – Может ли называемое субкультурой стать классикой?
    – По-разному случается, но скорее всего в большинстве такая литература легко отмирает. Интерес читателей определяет, что станет классикой, а что нет. Можно интуитивно понять, что перед тобой гениальное произведение. Я столько лет работаю, читаю и изучаю вещи, написанные 100, 200 и более лет назад. В памяти остаются только мощные художественные попытки объяснить жизнь, а некоторые ведь могут и предвосхитить будущее. Непреходящее именно такое! Пространство современного человека значительно. Не всякий средневековый человек мог знать музыку Баха. Только избранные тогда слышали эту гениальную апелляцию к Богу, сегодня эта величественная музыка в активном опыте всех! Где-то что-то непременно теряется, растворяется и нищает, всегда велик риск не донести, не расплескав!
    – У французского публициста Андре Моруа был список книг, о которых он писал в произведении «Открытое письмо молодому человеку о науке жить». По его выражению, «я хотел бы назвать немногих авторов, которые станут вам верными спутниками на всю жизнь». Какие авторы и книги, по Вашему, могут стать молодым спутниками на всю жизнь?
    – Всегда надо знать и читать высокую поэзию, это «лучшие слова в лучшем порядке»! Но вот развернутый ответ на Ваш вопрос – уже тема для новой беседы. Договорились?

Анна ТЕДЕЕВА