Одна из основных отраслей хозяйства осетин

Скотоводство является одной из основных отраслей хозяйства осетин. Выработанные веками самобытные приемы и навыки ведения ското­водческого хозяйства сохранились до наших дней.
Скотоводство относится к наиболее древним занятиям осетин и их предков. Данные археологии показывают, что разведение мелкого и крупного рогатого скота было главнейшим заня­тием древних кобанцев и ираноязычных скифо-сармато-аланских пле­мен, обитавших в центральной части Северного Кавказа. Среди пред­метов, найденных в кобанских могильниках в Осетии, имеется множест­во бронзовых фигурок овец и коз в виде привесок, а также изображе­ния животных на бронзовых топориках.
О широком развитии скотоводства у предков осетин свидетель-ствуют находки множества костей баранов, коров, лошадей и свиней в скифских городищах Северного Кавказа, датируемых VII – IV вв. до н. э. Об этом же говорят и данные языкознания. По мнению В. И. Абаева, почти все осетинские слова, связанные со скотоводством, за небольшим исключением, восходят к древнеиранскому языку. Примером может являться название пастуха – фыййау, означающее «стеречь», «пасти». Овцеводство, по-видимому, всегда было наиболее развитой отраслью скотоводства. Это подтверждается не только археологическими находками, но и данными осетинского фольк­лора и мифологии. В осетинском пантеоне имеется специальное божество Фалвара – покровитель овец, почитавшееся до недавнего времени.
Овец разводили не только в горах, но и на равнине, где горцы твердо сохраняли традиции этой отрасли хозяйства. В Южной Осетии овцеводство преобладало в основном в высокогорных районах.
Уход за овцами всегда считался обязанностью мужчин. Стригли овец также мужчины. Стрижка овец производилась два раза в год: весной и осенью. Богатые овцеводы использовали наемный труд, произ­водя оплату шерстью.
Шерсть всегда имела у осетин товарное значение. Ее продавали или обменивали на зерно, ткани и другие товары. Значительная часть шерсти шла на удовлетворение потребностей хозяйства. Из нее изготовляли сукна, валяли бурки и войлок, вязали платки и чул­ки и т. д.
У северных осетин доение овец и приготовление из овечьего молока сыра входило также в обязанность мужчин. В Центральной и Южной Осетии, где отары дойных овец содержали обычно в селах, все молоч­ные продукты, в том числе овечий сыр, готовили только женщины.
Наряду с овцами разводили коз, содержавшихся обычно в общем стаде с овцами. Они отличались малой продуктивностью, требовали постоянного присмотра и плохо переносили зимние морозы в высоко­горных районах.
Козы давали хозяйству шерсть и пух: из шерсти изготовляли грубую ткань (хъиссын), плели веревки (хъисбæндæн), а из пуха делали головные платки и очень дорогое сукно, шедшее на черкеску и башлыки. Широкое применение находили и козьи шкуры. Из них делали мешки (къæсса), пастушьи сумки, заплечные мешки (дзæкъул), бурдюки (лалым, тичъи).
В хозяйственной жизни осетин важную роль играл крупный рога­тый скот, без которого горец не мог существовать. Скот давал молоко, мясо, служил тягловой силой, имел товарное значение. Крупный рога­тый скот у осетин, как и у многих других народов, являлся мерилом стоимости и служил эквивалентом обмена. Осетины разводили коров, особенно в горах, исключительно местной горной породы, отличавшейся низкорослостью и малой продуктивностью. Горная корова давала моло­ка не более 5-7 л в день, но в то же время была очень вынослива и легко переносила трудности, связанные с местными природными ус­ловиями.
После переселения на равнину и установления более широких свя­зей с соседними народами у осетин появились новые породы скота: стали разводить буйволов, красностепную породу коров и карачаевских волов.
В зимнее время в горах в течение многих месяцев крупный рогатый скот оставался в хлеву (скъæт), представлявшем собою темное помещение, находящееся обычно в нижнем этаже жилого дома. Кормили скот небольшими порциями два раза в день – утром и вечером. Сено смешивали с соломой. Такая смесь, называемая арвистон, была распространена повсеместно. По сложившейся традиции кормовым режимом скота руководил старший мужчина, обычно глава семьи, пока он был трудоспособным.
Содержание скота у равнинных осетин было делом более простым – животные паслись круглый год на пастбище, а в зимние месяцы еще и подкармливались дополнительно. На ночь они рас­полага-лись в более просторных помещениях, построенных обычно вдали от жилых…
При характеристике скотоводства осетин нельзя не сказать о разведении лошадей. Лошадь пользовалась и пользуется у осетин большим уважением. Об этом свидетельствует обряд посвящения коня и скачки в память покойника, изображения коня на многих могильных камнях и склепах. Лошадь окружали особенной заботой: ее ежеднев­но чистили, мыли и строго следили за тем, чтобы она была вовремя накормлена и напоена.
В конце XIX – начале XX в. хо-зяйственное значение лошади особен­но возросло: ее стали впрягать в арбу и плуг. Постепенно лошади ста­ли вытеснять волов. Вплоть до коллективизации они использовались и для перевозки руды на арбах и бричках из Садона до станции Дарг-Кох, а также в извозе по городам Северного Кавказа и Грузии. Примерно с 90-х годов XIX в. осетины начали разводить наряду с верховыми и вьючными рабочих лошадей (уардоны бæх).
Значительную роль в хозяйстве осетин играли ослы и мулы, использовавшиеся в качестве вьючных животных в горах, однако в основном мулов держали в Дигории. Более широкое распространение имели ос­лы, отличавшиеся выносливостью и неприхотливостью. На них перевози­ли большие тяжести через труднодоступные горные тропы и перевалы. Несмотря на эти достоинства, в некоторых районах Осетии в силу рели­гиозных причин ослов не держали, считая их нечистыми животными и боясь, как бы они не осквернили места общих и родовых культов. Так, совершенно не разводили ослов жители ущельев Мамисона, Нар, Тырсы и др.
Подготовлено по материалам книги Б. КАЛОЕВА