Надели нас своей благодатью, Уастырджи!

В Осетии началась праздничная неделя Джеоргуыба – празд-ник в честь святого Уастырджи. Он приурочен к окончанию сель-скохозяйственных работ и празднуется с размахом. Праздник в честь любимого святого приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы, т.е. наступает время отдыха, время свадеб и кувдов.

Испокон веков осетины особое значение придают праздникам, особенно почитают празднование в честь дня святого Георгия. Уастырджи – покровитель мужчин, путников и воинов, защитник бедных и обездоленных. Осетины его представляют всадником на чудесном белом коне и наделяют любимое божество лучшими человеческими качествами: «Золотой Уастырджи», «Златокрылый Уастырджи». Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лæгты дзуар» – «Покровитель, божество мужчин». В Осетии нет такого ущелья, селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Среди них самые значимые – Реком и Ныхасы Уастырджи (Алариское ущелье), Дзгвисы дзуар (Куртатинское ущелье), Джеры дзуар (ущелье реки Малая Лиахва), Къуаисайы Уастырджи (Кударское ущелье). Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы маей» (месяц Джеоргуыба). Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».
Праздник отмечают в предпоследнюю неделю ноября, который длится до следующего понедельника.
Накануне праздника, в некоторых семьях в воскресенье по старинной традиции приносили в жертву специально откормленного быка, отчего этот день называется «Галæргæвдæн хуыцаубон» («день закалывания быка»).
В первый понедельник Джеоргуыба отмечается в семейном кругу. К этому дню специально варится пиво, к праздничному столу подаются три традиционных пирога и голова заколотого животного. То, что положено было принести в жертву, ставили на стол – и этот ритуал совершался в каждом доме, и после произнесения главы семьи молитвы, все мужчины усаживаются за столом. Женщины не принимали участие в празднованиях вместе с мужчинами, их место было за отдельным столом.
Как мы знаем, ни одно осетинское застолье не обходится без обращения к Уастырджи. По обычаю, первый тост произносится к Всевышнему, второй – к его посланнику Уастырджи. Глава семьи отдает на его попечительство свою семью, род и молит о благополучии, мире и счастье для своих близких, после чего следуют традиционные тосты и молитвы.
В остальные дни празднования принято ходить в гости к родственникам, друзьям, соседям и устраивать общий «куывд».
В понедельник, последний день торжества, происходит прощание с праздником – проводы Джеоргуыба до следующего года, который отмечается в семейном кругу. Этот ритуал необходимо соблюдать и нужно передовать младшим поколениям, чтобы они его помнили и почитали также, как это делаем мы, делали наши отцы, деды, прадеды.
Празднование дня Джеоргуыба олицетворяет честь и славу осетин. Он является торжеством веры, надеждой на божественную помощь, почитания традиций предков, любви и уважения к ближним, празднованием окончания периода полевых работ уходящего года. Праздник Джеоргуыба объединяет всё население Осетии.
Осетин, где бы он ни находился и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи, ибо Уастырджи является посредником между богом и людьми.
Всю неделю в осетинских домах будут подниматься тосты за благосостояние и мир на земле. За праздничными столами вознесутся молитвы к покровителю мужчин, путников, воинов и земледельцев Уастырджи с просьбами о здоровье, счастье и процветании Осетии.
Пусть радость Джеоргуыба войдет в каждый дом и наполнит его миром, благополучием и изобилием. Пусть все молитвы будут услышаны Всевышним!
Диана КАБАНОВА