Андрей ТЕДЕЕВ: «Наверное, это от Бога – сам не танцую, но учу других…»

Брейк-данс зародился в Нью-Йорке в конце 60-х годов, но обрёл настоящую популярность только в 80-е. В 1984 году с момента выхода на экраны американского фильма «Брейк-данс» танец начал набирать популярность в СССР. Несмотря на «железный занавес», движение брейкеров становилось массовым, при этом состояло исключительно из самоучек, разучивавших танец при помощи зарубежных фильмов и журналов. В этом материале мы публикуем интервью с единственным тренером по брейкингу в Южной Осетии Андреем Тедеевым.

– Андрей, как вы приобщились к брейк-дансу?
-Брейк-данс я никогда не танцевал, потому что в 1990-1993 гг., когда я был еще подростком, в Южной Осетии не знали об этом танце. С детства я очень любил современные танцы, сам танцевал хип-хоп и др. Но узнал про танец брейк-данс, увидел его и полюбил. Наверное, это у меня от Бога – сам я не танцую, но учу других.
– А как решили начать работать тренером?
– Это было спонтанно. Помню, был момент, между школами проходили КВН и участники попросили меня помочь им в постановке танца. Вышло так, что мне удалась эта работа. Впоследствии ребята, с которыми я работал, попросили продолжить совместные занятия.
– Сколько лет уже работаете тренером по брейк-дансу?
– Во Дворце детского творчества я преподаю брейк-данс 17 лет, но любимым делом занимаюсь с 10-го класса. Вначале занимался с детьми из-за огромного желания детей танцевать. Мы занимались где попало, в старых зданиях, в здании телевидения нам выделили комнату, за что я им благодарен. Семь лет работал с детьми бесплатно, за просто «спасибо».
– Вам довелось работать тренером и в трудные времена при низких зарплатах, условия оставляли желать лучшего? Не было желания бросить все и заняться другим, более доходным делом?
– Не помню момента, чтобы я пожалел и думал бросить любимую работу, которую люблю всем сердцем. Если бы мне сказали, что моя работа больше не оплачивается, ни за что не оставлю это занятие. Я вижу в своей работе плоды успеха, у подрастающего поколения есть желание танцевать, и я обязан их обучать. Конечно, я думал найти доходную работу, но только параллельно, совмещая с любимым занятием. И когда я вижу полные желания глаза детей, для меня это огромный стимул для работы.
– Что для вас значит брейк-данс?
– Хотя я далеко не в спортивной форме (смеется), я не представляю свое существование без него. И для меня это смысл всей жизни.
– Ваши воспитанники часто успешно выступали на различных мероприятиях за пределами РЮО. Расскажи об этом подробнее.
– О своих воспитанниках я могу говорить только с восхищением, потому что они меня никогда не подвели. Мы объехали весь Северный Кавказ, побывали в Ярославле, Челябинске, Казани, шесть раз выступали в Орле и т.д. У нас более сорока дипломов, из них только один диплом за III место, остальные все за I и II места. Могу похвастаться, среди них – четыре Гран-при, которые мы выиграли в международных и всероссийских фестивалях!
– Наряду с хорошим физическим развитием, что еще брейк-данс может дать занимающимся?
– Во-первых, вырабатывается дисциплина, чувство музыки и ритма, партнерства и сплоченности всей группы. Что касается физического развития, брейк-данс для каждого мальчика – очень полезное и нужное занятие. Каждый юноша должен быть спортивным и мужественным. Пусть девочки не обижаются, но эти тренировки не для них. Может, я не прав, но думаю, много видов танцев, где они смотрятся нежнее и красивее.
– Каковы перспективы брейк-данса в Цхинвале?
– Очень высокие. Главное – желание серьезно заниматься и дойти до цели, а не бросить в середине пути. Когда мои первые воспитанники, с которыми мы выезжали на фестивали, видели более сильных соперников, это был огромный стимул выступить лучше и победить, чего они и добивались. Но, к сожалению, времена были тяжелые, о нашей республике мало кто знал, и нас не допустили на отбор чемпионата мира. Но сегодня о нас услышали, у нас большие достижения в спорте. Думаю, брейк-данс не остался бы в стороне, главное, собрать группу подготовленных ребят, которые достойно представили бы нашу республику.
– А чем нравится брейк-данс вашим воспитанникам?
– Кто-то хочет быть красивым и спортивным, кто-то хочет быть здоровее, кому-то просто нравится танцевать, а кто-то хочет выглядеть круче перед девочками. Но я был бы счастлив, если кто-нибудь из них скажет, что хочет стать чемпионом мира по брейк-дансу(смеется).
– В мире, насколько известно, несколько направлений брейк-данса. Какое направление для вас более привлекательно и почему?
– Брейк-данс – оригинальный жанр, из которого появился хип-хоп. Сегодня выделяют четыре основных вида: два нижних – танцор исполняет в основном акробатические силовые трюки, и два верхних – они базируются на пластике тела: это перемещение тела в пространстве и фиксы, которые на первый взгляд противоречат всем законом физики и гравитации. Мы работаем во всех направлениях. Одни из моих воспитанников занимаются силовыми движениями, а другие пластикой. Я обычно внимательно наблюдаю и изучаю детей, и потом каждого из них тренирую в направлении, которое у него получается лучше.
– Андрей, брейк-данс стоит на стыке танца и спорта. Поэтому для него есть немало конкурентов, альтернативных видов спорта и танцев. Насколько популярен брейк-данс в Южной Осетии?
– Невозможно однозначно сказать, насколько динамично развивается брейк-данс в Южной Осетии, но вполне конкретно скажу, что у нас очень много желающих заниматься этим видом, но многие не решаются, о чем впоследствии жалеют. С 2018 г. брейк-данс официально внесен в программу всемирно известных соревнований.
– Андрей, со скольких лет человек может прийти в вашу группу?
– Как только ребенку исполняется 7 лет, он может прийти и записаться. Что касается верхней планки, пожалуйста, ребята даже в 35 лет могут прийти, если они уверены в своих силах, что овладеют этим видом спорта.
– А как же природные данные?
– Брейк-данс настолько своеобразен, что стиль можно подобрать каждому. В этом и уникальность танца. Не важно, полный ли ты или худой, имеешь физическую подготовку или нет. Если человек будет отдавать брейку время, то добьется определенных результатов.
– Андрей, занятия брейк-дансам не травмоопасны? Ведь там много акробатических элементов?
– В брейк-дансе не исключены травмы. Но брейкинг вполне безопасен при соблюдении базовых правил. Я максимально стараюсь избежать травмоопасных трюков. Если ребенок еще не готов, лучше подождать и подготовить его. А для этого существуют надколенники, шапки, налокотники. А травмы? Они могут быть везде, даже в балете, например.
– А бывает такое, что начинаете злиться, когда у ученика не получается правильно выполнить какой-нибудь элемент?
– Когда у ученика не получается правильно выполнить элемент, злиться не уместно. Злюсь только в том случае, когда я вижу, что ребенок может, но ленится. Вот тогда я ругаю их, в хорошем смысле. Это бывает стимулом для них задуматься и начать работать над собой.
– Бывает, что дети теряют интерес и бросают занятия?
– Когда на сцене ребенок видит красивый танец, он, естественно, зажигается желанием научиться так же. Ему это кажется легко, но когда он сталкивается с нагрузкой, то пугается и бросает – это первая причина. Вторая причина – это когда им кажется, что они уже взрослые, т.е. кончают школу и бросают тренировки.
– Как вы думаете, каждого можно научить танцевать?
– Танцевать могут научиться все, но у каждого свой потолок, т.е. выше него он не поднимется(смеется). А если серьезно, у нас талантливые дети. Не припомню, чтобы у моих воспитанников были трудности в обучении. Вспоминается всероссийский фестиваль в Ярославле. Мы заняли I место. Жюри показательного конкурса задает вопрос «Как отбирают учеников?». Отвечаю: у меня такой возможности нет. Беру с улицы, учу, выступаем. Меня не понимают, спрашивают повторно, отвечаю тоже самое. Они ошарашенно смотрят на меня, делая замечания другим тренерам, т.к. у них в группах набираются полупрофессионалы.
– Андрей, что чувствуете, когда стоите за кулисами во время выступлений вашей группы?
– Это словами не передать! Я переживаю за всех по отдельности. Я полностью отключаюсь от всего и думаю только о выступлении группы.
– Назовите пять самых важных качеств, которыми должен обладать тренер по брейк-дансу.
– Коммуникабельность, взаимоуважение, любовь к детям, уметь мотивировать учеников, любовь к профессии.
– Что нужно для популяризации брейк-данса в Цхинвале?
– Думаю, нужно организовывать больше показательных выступлений, чтобы нас увидели и оценили. Никто не останется равнодушным, и найдется много желающих привести детей, или же самим заняться брейк-дансом. Я больше чем уверен, что очень многие даже не знают, что у нас в республике есть такой вид спорта.
– Какие цели и планы вы для себя ставите на будущее?
– У меня много планов на будущее. Думаю, у каждого педагога должны быть идеи, он должен вносить новшества в свою деятельность. Без них никуда! Самое главное, я стремлюсь создать профессиональный взрослый коллектив. И надеюсь, у меня это получится.
Диана КАБАНОВА