Ацамаз Макоев: «Жанна Плиева – человек планетарного масштаба»

На прошлой неделе в Южной Осетии отмечали 74-летие со дня рождения известного осетинского композитора, чье творчество по своей значимости и масштабам с самого начала шагнуло далеко за пределы Осетии – Жанны Плиевой.

О ее успехах свидетельствуют многочисленные награды и премии. Жанна Плиева – член Союза композиторов СССР с 1976 года, лауреат всесоюзных и международных конкурсов, лауреат Государственной премии России.

Родившись в Цхинвале, она училась в Орджоникидзевском училище искусств на отделении специального фортепиано, по окончании которого поступила в Ленинградскую консерваторию на фортепианный факультет, затем – на факультет композиции. Ее насыщенная творческая жизнь была на редкость продуктивной, в результате чего Жанна Плиева стала автором 6 симфоний, 3 балетов, 4 концертов, многочисленных камерных, вокальных, инструментальных произведений. Она также писала музыку к первым осетинским мультфильмам, много сочиняла для драматических театров Южной и Северной Осетии.

В 1993 году Жанна Плиева получает специальный приз II международного конкурса произведений для двух фортепиано за пьесу «Мираж», прошедшего в Токио. В 2000 году ее музыка к анимационному фильму «Волшебная свирель» была удостоена «Золотого витязя» на IX международном кинофоруме «Золотой витязь». Двумя годами ранее она получила Гран-при международного фестиваля анимационного кино «Золотая рыбка», а в 1999 году завоевала Первую премию на Всероссийском фестивале анимационного кино в Тарусе.

Государственной премии РФ композитор была удостоена в 2002 году за балет «Небесное зеркало», написанный по Нартовскому эпосу осетин, который был поставлен на сцене Государственного обрядового музыкального театра «Арвайдан». И это лишь краткий перечень наград и достижений Жанны Плиевой. Ее произведения исполнялись и исполняются лучшими оркестрами Европы и России. «Праздничную» увертюру дирижирует сам маэстро Валерий Гергиев.

Отдельное место в ее творчестве занимала тема Бесланской трагедии, которой она посвятила симфонию «Недосказанное». Председатель Союза композиторов Советского Союза, а затем и Российской Федерации Тихон Хренников высоко оценивал творчество осетинского композитора. По его словам, он всегда с большим интересом слушал симфонии и фортепианные сочинения Жанны Плиевой. «Она устремлялась к новому, не отрываясь от родной почвы. Использовала арсенал новейших композиторских средств, оставаясь верной традиционной, тональной музыке», – отмечал Тихон Хренников.

Одним из выдающихся композиторов 20 и 21 века Жанну Плиеву называл Ацамаз Макоев, композитор, пианист, председатель правления Союза композиторов Республики Северная Осетия-Алания с 1996 года.

«Жанна Плиева – композитор мирового уровня, чье имя уже вошло в историю и чье творчество никогда не иссякнет, всегда будет исполняться и всегда будет востребовано. Для меня она стоит в одном ряду с Софией Губайдулиной, Родионом Щедриным, Александром Чайковским. Жанна – человек планетарного масштаба. Того же уровня, что и Валерий Гергиев, Долорес Билаонова, Вероника Дударова. Имея глубочайшие осетинские корни, она впитала самое лучшее в Ленинградской консерватории и прекрасно знает мировую, советскую, русскую, осетинскую музыку, что и использовала в своем творчестве», – считает Ацамаз Макоев.

Он также характеризовал Жанну Плиеву как  выдающегося симфониста, способного выдавать фантастические сочинения, шокирующие своей необычностью и красотой. Столь высокие оценки произведениям Жанны Плиевой давали не только коллеги по цеху, но и маститые искусствоведы.

Как отмечала доктор искусствоведения, профессор Татьяна Батагова, индивидуально яркий музыкальный язык Жанны Плиевой необычен, бросок, и впечатляет переплетением-игрой стилей – актуального композиторского, архаичного фольклоризованного и современного эстрадно-рокового.

И действительно, ее постановки всегда отличались органичностью, креативным воплощением единой целостной художественной идеи. Жанне Плиевой удавалось обеспечить синтез талантливой музыки и других составляющих обрядового действа, включающих сценографию, исполнение и хореографию, всякий раз применяя новаторские подходы. Добиваться такого результата Жанне Плиевой помогало особое отношение к музыке. Для нее она была информацией, закодированной в знаках и символах, которую композитор предлагает аудитории, помогая ей приблизиться к непостижимому.

Подобный подход Жанна Плиева использовала, раскрывая в своей музыке тему Нартовского эпоса, стремясь по-новому раскрыть слушателям музыкальное прочтение эпических легенд. Благодаря тонкому пониманию Нартовского эпоса в звуках музыки, она смогла соединить в своих произведениях по этой теме лирическое и героическое начало. К примеру, в музыке к анимационному фильму «Волшебная свирель» Жанна Плиева использовала интонации и ритмы двух осетинских танцев – «симда» и «хонга». Первый при этом демонстрировал мощь духа, а музыкальная тема второго танца служила отражением мира лирических образов.

К сожалению, несчастья, обрушившиеся на композитора, помешали ей продолжить свой успешный путь по небосклону музыкального олимпа. Болезнь приковала ее к инвалидному креслу, поэтому сегодня Жанна Плиева находится в Цхинвале, окруженная заботой своих сестер. Поклонники и ценители ее творчества время от времени навещают композитора, сетуя на то, что общественность уделяет ей мало внимания. День рождения Жанны Плиевой в этом отношении – лишний повод напомнить всем о ее выдающихся заслугах перед Осетией и Россией.

И. Тедеева