Облегчить переход субъектов малого бизнеса на УСН

Власти многих стран мира стали активно внедрять различные стимулирующие меры, чтобы помочь бизнесу, который из-за пандемии COVID – 19 и связанных с этим ограничительных мероприятий оказался в трудной ситуации. Господдержка включает различные субсидии, дотации, послабления в регулирующих предпринимательскую деятельность нормах и т.д. В этой связи, на наш взгляд, сейчас следует ускорить принятие инициированных ранее специалистами Минэкономразвития РЮО определенных изменений в налоговое законодательство.

Распространение коронавируса больно ударило и по отечественному малому бизнесу. Из-за введенного в конце марта карантина объекты общественного питания, сферы услуг и т.д. временно приостановили свою деятельность. За исключением магазинов, торгующих продуктами питания и товарами первой необходимости, остальные были закрыты. Владельцы этих фирм и их работники на определенное время остались без источников дохода. Как отметили в ходе нашей беседы местные предприниматели, из-за непростой экономической ситуации в мире в республике тоже отмечается некоторое снижение потребительского спроса на многие товары и услуги. Естественно, это не лучшим образом отражается на финансово-хозяйственной деятельности отечественных субъектов малого бизнеса.
Государство, как и в предыдущие годы, продолжает оказывать им поддержку в виде предоставления льготных кредитов на конкурсной основе. Однако наряду с прямой финансовой помощью есть определенные резервы для содействия бизнесу и в законодательном плане, что также облегчит положение частного сектора и будет способствовать его развитию.
В частности, ранее специалисты Минэкономразвития выступили с инициативой облегчить переход субъектов МБ на упрощенную систему налогооблажения. По словам начальника Управления малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Сослана Мамитова, положительное решение этого вопроса создаст более комфортные условия для функционирования МБ.
«УСН предусматривает существенные выгоды малому бизнесу. В частности, освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, размер которого составляет от 6 до 10%. Кроме того, готовить отчетную документацию для упрощенной системы налогообложения значительно проще. Предприниматели могут делать это самостоятельно, обходясь без услуг бухгалтеров», – пояснил Мамитов.
Отчетность по УСН нужно сдавать в фискальные органы раз в год. А другие налоговые режимы предусматривают ежеквартальную сдачу отчетности.
По действующему законодательству на УСН могут переходить только те организации и индивидуальные предприниматели, чьи доходы за 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не превысили 4,5 млн руб. Годовые объемы доходов не должны составлять более 6 млн руб. Численность работников за отчетный период не должна превышать 15 человек.
Однако сейчас в РЮО УСН могут пользоваться всего около тридцати субъектов бизнеса. Остальным приходится пользоваться другими налоговыми режимами, поскольку суммы их доходов и численность работников превышают установленные критерии для перехода на УСН.
Чтобы дать возможность большему числу предпринимателей перейти на УСН, специалисты Минэкономразвития предлагают внести ряд изменений в законодательство. По их мнению, необходимо в требованиях для перехода на УСН повысить годовую сумму доходов до 30 млн руб, а численность работников увеличить до 25 человек. Пакет соответствующих предложений они в начале года уже направили на рассмотрение Комитета по налогам и сборам. По словам Мамитова, в целом руководство налоговых органов с пониманием отнеслось к этой инициативе.
Как отметил в одном из наших предыдущих интервью председатель КНС Владимир Каджаев, следует провести тщательные расчеты и все основательно проанализировать, прежде чем вносить какие-либо изменения в налоговое законодательство. Наряду с обеспечением интересов МБ нельзя допустить и сокращения поступлений в государственный бюджет. Поэтому необходимо найти оптимальный баланс между этими двумя актуальными вопросами.
Надеемся, что скоро удастся выработать приемлемое решение по этому поводу и оперативно, без бюрократических проволочек претворить его в жизнь. Оказавшийся в более комфортных условиях югоосетинский малый бизнес скажет за это большое спасибо.
Для справки: По данным Минэкономразвития РЮО, на начало текущего года в республике функционировало 1863 субъекта малого и среднего бизнеса. Около 68% из них были задействованы в сфере торговли, еще около 14% в сфере услуг. В строительстве и производственной деятельности было занято по 5% субъектов МСБ. В общественном питании и сельском хозяйстве соответственно по 2 и 1%. Остальные 5% предпочитают другие направления.
Гугули ВАЛИЕВ