Марина Кочиева: «Не ленитесь обращаться и возмущаться, чтобы не быть обманутым!..»

В мультимедийном центре Sputnik Южная Осетия состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному дню защиты прав потребителей, с председателем комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО Мариной Кочиевой и начальником отдела по контролю качества продукции и защиты прав потребителей Жанной Санакоевой. В брифинге обсудили вопросы, касающиеся защиты прав потребителей и разъяснили, что должен знать и куда должен обратиться обманутый потребитель.

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей, который решением ООН приурочен к годовщине выступления президента США Джона Кеннеди в Конгрессе в 1962 г. С выступлением президента были сформулированы четыре основных права потребителя: право – на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавились еще четыре: право – на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду. Эти восемь основных прав отражены в нормативных документах, которыми на сегодня руководствуется комитет Юго-Осетпот-ребнадзора. В Южной Осетии данный закон был принят 25 декабря 2007 года.
«Всемирная организация союзов потребителей каждый год определяет тематику, на которую обращают особое внимание в мире. В этом году определена тема «Цифровой мир: надежный смарт-устройства», но в Южной Осетии, практически все темы актуальные. Поэтому мы одинаково тщательно относимся ко всем проблемам, возникающим в РЮО», – отметила председатель Юго-Осетпотреб-надзора.
Как рассказала Марина Кочиева, данный закон практически затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, а именно вопросы, где возникает взаимоотношение – «потребитель-предприни-матель». Она подчеркнула, что специалисты по защите прав потребителей достойно отстаивают права потребителей.
«Но, что же мешает нашей работе? Почему нет того порядка, о котором все мечтают? Чтобы защитить права жителей республики, мы ждем с их стороны помощи. Мы всегда открыты для диалога работы и для выполнения функций, которые возложены на данный отдел. Пусть люди обращаются к нам, не стесняются, не боятся, пусть не ленятся. Мы готовы оказать всяческую поддержку обратившемуся за помощью человеку. У нас есть горячая линия, номера есть в средствах массовой информации. К сожалению, потребители не всегда обращаются к нам в случае нарушения их прав. Поэтому хочется призвать их активней проявлять позицию, когда им продают некачественную продукцию, товар, хамят в магазине и т.д.», – констатировала Марина Кочиева.
Юго-Осетпотребнадзор проводит плановые проверки на поднадзорных объектах раз в год, отметила Марина Кочиева. Соответствующие поправки он внес в закон о защите прав потребителей в 2014 году, чтобы навести порядок на торговых объектах в плане выявления имеющихся нарушений. Уточним, что в России плановые проверки проводятся три раза в год. Однако, по закону при проведении таковых проверок предпринимателей уведомляют за три дня.
«В этом случае до нашего прихода просроченная продукция убирается с прилавков. Но, если к нам поступит жалоба от потребителя, мы не оповещаем предпринимателя, и в результате проверки выявляем нарушение на месте. Поэтому важно, чтобы к нам обращались люди, чьи потребительские права ущемляются», – отметила Марина Кочиева.
Председатель комитета пояснила, что основанием для внеплановой проверки торгового объекта может стать только письменная жалоба. Только совместными усилиями можно навести порядок в данной сфере.
Глава Юго-Осетпотребнадзора добавила, что немало проверок на объектах проводится совместно с генеральной прокуратурой. Проверяются объекты образования, здравоохранения, инженерные сети, спортивные объекты и т.д.
«Хочу обратить внимание, что если существует закон о защите прав потребителей, то есть и закон о защите прав юридических лиц, т.е. закон, защищающий права предпринимателя. И в отличие от потребителя, он прекрасно изучает и знает права, чтобы защитить себя»,- подчеркнула Кочиева.
По ее словам, когда покупателям заявляют, что приобретённый товар не подлежит возврату, их вводят в заблуждение.
«Если срок годности продукта истекает через 5-10 дней, то его можно продавать по акции, но ни в коем случае нельзя предлагать товар покупателю в просроченном виде», – пояснила председатель комитета.
По словам начальника отдела по контролю качества продукции и защиты прав потребителей Жанны Санакоевой, по закону гарантия на бытовую технику составляет 2 года.
«В течение двух лет вы можете жаловаться. Но, во-первых, если нет гарантии, потребитель сам должен доказывать и заказать экспертизу. Если экспертиза выявит производственный брак, то магазин обязан выплатить стоимость товара», – рассказала Санакоева.
Жанна Санакоева добавила, что при приобретении технически сложных товаров, бытовой техники, смартфонов, покупатели в течение 15 дней при выявлении недостатков приобретенного товара, могут вернуть его обратно и получить свои деньги.
Диана КАБАНОВА