Рождество Богородицы – рождение нашей свободы

21 сентября весь православный мир отмечает один из основных христианских праздников – Рождество Пресвятой Богородицы.

Праздник установлен Церковью в 4 веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинался 1 сентября. Для осетин этот праздник имеет особенное значение.

«Можно смело говорить, что Рождество Пресвятой Богородицы – это национальный праздник для нашего народа, потому что основные, главные храмы Южной Осетии – Цхинвальский Кафедральный храм, Монастерский, Хетагуровский, храм в селе Тигва и несколько других посвящены Рождеству Богородицы. На этот день приходится самое большое количество праздников – дзуарыбонтæ. Удивительным является и тот факт, что один из национальных праздников – День республики, отмечается накануне этого Великого праздника», – сказал Отец Иаков, к которому мы обратились за интервью в связи с празднованием Рождества Пресвятой Богородицы.

История праздника

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара – Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.

Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас не будет такого утешения в старости», – подумала Анна.Богородица цхинвальская

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

– Что для нас значит Рождество Богородицы?

– Для христиан, для людей верующих во спасение души, в святую Апостольскую церковь, в Святое Евангелие, Рождество Богородицы означает рождение нашей свободы. Само Рождество той, которая через несколько лет родит Бога, означало зарю света, сияющий над землей. Ибо мы знаем, что до Рождества Христова мы были в руках Тьмы, Сатаны и, к сожалению, люди-праведники, даже такие ветхозаветные, как царь Давид, совершали тяжкие грехи, так как на них не было благодати. И Рождество Богородицы означало, что свет воссиял, и люди воспрянули духом так же, как радуется человек первым восходящим лучам солнца утром. Точно так же радовался весь ангельский мир и человеческий интуитивно, потому что на земле появился самый главный человек, через которого воплотился сам Иисус Христос – Спаситель, истинно сын Божий. И этот праздник очень удивителен, потому что он претворяет все чудесные явления, которые случились после. Мы знаем кратко, что у благочестивых родителей Святой Богородицы Иоакима и Анны долгое время не было ребенка, а это в древней Иудее означало, что Господь ждет от них чего-то. Родители пообещали Богу, что если у них родится ребенок, то они посвятят его Богу. И именно то, что ребенок Иоакима и Анны был поздним, дало толчок тому, что они посвятили маленькую Марию Богу, отдали ее в Иерусалимский храм. Она жила при храме, воспитывали ее благочестивые женщины – прообразы будущих монахинь. Такие девы всю свою жизнь сохраняли свое девство, так как они были невестами Бога, а на невесту Бога нельзя было покуситься. Святая Богородица, живя в храме, обучилась многим премудростям, рукоделию, чтобы в дальнейшем могла себя содержать. В то время был обычай, когда таких благочестивых дев отдавали в семьи, близким родственникам, и как бы обручали их, но это не было физическим браком, а делалось для того, чтобы оградить деву от посягательств со стороны других. Семья, которая принимала божью невесту, всячески ее защищала. Считалось очень тяжким оскорблением всего рода, если кто-то посягал на тех дев, которые жили с удивительным статусом – невеста Бога. Пресвятая Богородица была одна из них, которую после отрочества отдали в семью благочестивого Иосифа Обручника, с которым и была обручена.

Рождество Богородицы для нас, для христиан – Праздник света нашей свободы, нашего спасения. Более того, Пресвятая Богородица, родившись и родившая Бога, стала для нас всех матерью. Потому что сам Христос на кресте благословил ее стать матерью всех людей, живущих на земле. И когда мы нашей заступнице – Пресвятой Богородице молимся о спасении, то мы молимся ей как матери. Это праздник радости, добра, праздник всех женщин, потому что каждая женщина в той или иной сфере всегда посвящает свои дела Богу и старается творить Божьи дела. Рождество Богородицы – это праздник любви, всепрощения, потому что именно с Рождеством Богородицы Господь простил мир, так как через нее он воплотил своего сына – Спасителя. А это значит прощение грехов человечества.

– Как возник образ Богородицы Небесное Утешение Цхинвальская?

– Осетины особо почитают Святую Богородицу, и мы все знаем, что во время войны 2008 года, когда буквально с небес на нас сыпался дождь из раскаленного свинца, очень многие, даже наши враги, которые шли нас убивать, видели Святую Богородицу, которая своим покровом покрыла наш град и спасла много жизней наших граждан, людей, ей молящихся. Благодаря подвижничеству нашей прихожанки, проживающей в Санкт-Петербурге, и людям, относящимся к нам с любовью, собрали пожертвования и заказали в честь этих событий икону. Икона Утешительница была написана по сюжету случившегося в граде Цхинвале. Пресвятая Богородица вместе с Богомладенцем на руках держит в руке крепость – символ города Цхинвала. В честь иконы мы установили День празднования Богородицы Небесное Утешение Цхинвальская – первый день Успенского поста. В этом году мы совершили большой крестный ход, по всей Южной Осетии пронесли нашу икону, совершали молебны, а в Джерском храме провели божественную литургию. Надеюсь, эта прекрасная традиция будет продолжаться и в последующие годы, и все больше людей будут приобщаться к великой христианской культуре, и через нее поймут смысл своей жизни и спасут свои души.

Хочу пожелать народу Южной Осетии осознания этого великого праздника, чтобы каждый задумался о смысле Рождества Пресвятой Богородицы. Чистоты сердца и чистоты мысли всем нашим гражданам.

Накануне праздника Республику Южная Осетия посетил основатель Аланской Епархии – ее управляющий Епископ Амвросий Мефонский, который, по словам отца Иакова, рукоположил практически всех священников нашей республики. Епископ Амвросий приезжает благословить народ Южной Осетии практически на каждые большие праздники. А проводить архиерейские службы на праздник Рождества Богородицы уже стало доброй традицией. Все богослужения в эти дни будут проходить с его участием. В пятницу в 4 часа вечера начнется всенощное бдение на Рождество Богородицы, который пройдет в Кафедральном Соборе города Цхинвала. Утром 21 сентября в 10 часов утра совершится божественная литургия, в тот же день вечером – вечерняя служба.

«В воскресенье произойдет событие, которое в новейшей истории Южной Осетии за последнее столетия впервые – освящение нового построенного Храма Успения Богородицы в Знауре. Можно сказать, что это первый кирпич в строительстве нашей независимой Республики», – отметил отец Иаков, и обратился к жителям принять активное участие в этом великом богоугодном деле.

Алена ДЖИОТЫ