/Конституция Российской Федерации как символ эпохи демократии

Конституция Российской Федерации как символ эпохи демократии

Среди важнейших государственных праздников России — День Конституции. Он традиционно отмечается 12 декабря. Именно в этот день в 1993 году был принят Основной закон возрожденного российского государства. Конституцию одобрили в результате всенародного голосования и за четверть века со дня ее принятия она доказала свою значимость в деле государственного строительства, защите прав и свобод граждан.

Конституционное строительство на стыке эпох
Сегодня значение Конституции РФ не очерчено только границами российского государства. Этот день хотя и не входит в календарь памятных дат нашей Республики, но, тем не менее, символичен для жителей Южной Осетии. Для нас это не просто государственный праздник страны, которая является нашим стратегическим союзником и добрым соседом. В РЮО большая часть населения являются гражданами РФ, для которых российская Конституция служит гарантом и их прав и свобод.
У нас есть четкое осознание того, что сильная Россия означает, что и Южная Осетия сильна. А сила страны — это не только мощные армия и флот, экономика и социальная сфера, но и справедливые и действенные законы.
Конституция 1993 года определила новый этап в конституционном развитии России. А путь этот был непрост и охватывает долгий период. Есть общая закономерность для всех стран, при которой потребность в новой конституции возникает после каких-либо масштабных перемен общественно-политического характера — революции, распада государства, изменение формы правления и др. Не стала исключением и Россия.
Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция — это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали конституционными реформами осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции.
Однако идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными. Проект конституции, подготовленный царем-реформатором Алек-сандром II, отменившим в 1861 г. крепостное право, не воплотился в жизнь из-за его убийства революционерами.
Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» положил начало коренным изменениям в стране. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права.
Однако конституционный процесс, начавшийся в России, был прерван Октябрьской революцией 1917 г. В результате первая конституция была разработана и принята в Советской России. Затем, после образования СССР последовала разработка первой конституции Советского Союза, принятой в 1924 г. Конституция 1924 года законодательно закрепила образование СССР. Конституция РСФСР, принятая в следующем 1925 году, фактически представляла собой кальку с общесоюзной конституции.
Следующая советская конституция — «сталинская», принята 5 декабря 1936 года и провозгласила окончание основного этапа строительства социализма в СССР. «Сталинская» конституция действовала достаточно долго, вплоть до 1978 г., когда ей на смену пришла «брежневская» конституция. Она же стала последней советской конституцией, просуществовав вплоть до 1993 г. Правда, в нее для отражения произошедших в стране в результате перестройки кардинальных изменений, внесли много поправок. Поэтому встал вопрос о необходимости разработки новой конституции. Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими, социалистическими. Ныне действующая Конституция — принципиально новый закон, основанный на принципах демократии и плюрализма.

Приоритет прав и свобод граждан
Положения Конституции РФ перекликаются с основными положениями Конституции Южной Осетии. И это неудивительно, ибо оба эти документа призваны защищать одинаковые ценности — права и свободы гражданина.
Основные законы обеих стран имеют, образно говоря, родственные отношения, ведь при разработке действующей Конституции РЮО за основу брался российский Основной закон. Последующее конституционное развитие РЮО также во многом происходило под влиянием Конституции РФ.
Мы должны помнить — именно в соответствии с нормами действующей Конституции российское руководство оказывало и продолжает оказывать неоценимую помощь Южной Осетии, в том числе в деле укрепления ее государственности и социально-эконо-мического развития. Положения Конституции РФ, где прописана необходимость защиты российских граждан дали прочные правовые основания руководству РФ провести военную операцию по принуждению Грузии к миру и спасти граждан России, проживающих на территории РЮО от физического истребления.
Но значение Конституции РФ определяется не только военными угрозами для граждан России, определяет она и положения мирного периода. Признание независимости РЮО и развитие договорно-нормативной базы между нашими странами осуществлялось и осуществляется на основе российского Основного закона.
Россия всегда, и это неоднократно подчеркивает высшее российское руководство, готова оказать содействие в становлении социальной и экономической сфер нашей страны, несмотря на сложности, которые сегодня наш стратегический союзник сам испытывает из-за необъективных экономических санкций со стороны западного сообщества.
В России хотят видеть Южную Осетию процветающей страной, с внутренней стабильностью, развивающейся экономикой, государством, где живут люди, верящие в будущее своей Отчизны. При этом Россия оказывает Южной Осетии помощь не только в восстановлении дорог, жилых и социальных объектов, но и в построении государства, способного соответствовать современным стандартам.
«В числе российских приоритетов остается содействие становлению Абхазии и Южной Осетии как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению», – указывается в новой Концепции внешней политики российского государства, подписанной Президентом В. Путиным.
Стратегическое сотрудничество между Россией и Южной Осетией остается неизменным. Это подтверждают и рабочие встречи президентов Владимира Путина и Анатолия Бибилова, на которых определяются долгосрочные программы сотрудничества. Среди них: вопросы безопасности, социальной сферы, восстановление инфраструктуры республики и создание условий для роста экономики.
Российско-югоосетинские союзнические и партнерские отношения столь прочны и разносторонни, что можно говорить об общем политическом, культурном и экономическом пространстве. Это и общность экономических и финансовых стандартов, и единая денежная единица, и образовательные программы, и даже восприятие мира.
Конституция России не может и не является простым собранием законодательных уложений. Это основополагающий документ, который должен приниматься к исполнению всеми ветвями власти, каждым гражданином страны. Именно безоговорочным исполнением законов, составляющих суть Конституции, достигается консолидация всего российского общества на основе национальных интересов, дается возможность преодолеть очередной этап попыток подчинения и расчленения государства.
Только это позволит России оставаться сильным государст-вом, гарантом развития и нашей страны.

Р. КУЛУМБЕГОВ