Республика, суверенитет, признание – в соответствии с международным правом…

Завтра 20 сентября в Южной Осетии отмечается День образования Республики. Напомним, 20 сентября 1990 года народные избранники Южной Осетии приняли решение о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в республику.

С 1988 года, началом дестабилизации в СССР, в Грузинской ССР зародились деструктивные процессы, вызванные не столько внешними факторами, сколько возникшей у грузинского народа идеи об исключительности и богоизбранности грузинского этноса. Другим народам была уготована незавидная участь. Фактически с 1988 г. в ГССР зародилась волна грузинского шовинизма и подавления национальных меньшинств. В конечном итоге из советской республики были выдавлены сотни тысяч осетин, армян, азербайджанцев, русских, греков, евреев, ассирийцев.
Основной удар грузинского национализма приняли на себя Южная Осетия и Абхазия. Власти Грузинской ССР предприняли масштабное наступление на автономные образования. Пребывая в составе ГССР фактически бесправной автономной областью, Южная Осетия поставила перед Верховным Советом ГССР вопрос о повышении статуса автономной области до автономной республики. Ведь если были автономные республики у Абхазии и Аджарии, то почему осетинский народ, внесший огромный вклад в развитие Грузинской ССР (учитывая большую историю совместного проживания в рамках советской республики, а еще ранее вековые соседские и союзнические отношения в древние времена, включая общее участие в войнах против иноземных поработителей, фактор смешанных семей и иные скрепляющие факторы), не мог рассчитывать на равноправие?
Однако просьба «младших братьев» (как нас называли грузины) о повышении статуса в Тбилиси вызвала обратный эффект. И в Южной Осетии прекрасно понимали бесперспективность обращения во властные структуры Грузинской ССР. Раскачавшаяся волна национализма не предусматривала учет мнения национальных меньшинств.
В конечном итоге власти ГССР отказались даже рассматривать обращение народных депутатов Южной Осетии о повышении статуса. Более того, Верховный Совет ГССР аннулировал Юго-Осетинскую автономную область. В этих условиях Южная Осетия начала последовательно и в соответствии с международным правом выстраивать дальнейшие действия по юридическому закреплению идей национально-освободительного движения.
Новый состав законодательного органа Южной Осетии, избранный в 1990 году, ни на шаг не отошел от норм международного права и венцом титанических усилий депутатов, которые чувствовали за собой поддержку народа, стало провозглашение республики, т. е. в 1992 году был принят Акт о государственной независимости Южной Осетии.
Южная Осетия прошла путь от провозглашения республики и независимости до признания суверенитета, в безупречных международно-правовых рамках. Наш путь ничем не отличается от пути, по которому прошли сотни других государств. Каждый шаг, каждый правовой акт, принятый законодательным органом, все референдумы и народные волеизъявления, начиная с 1990 года и до наших дней, имели и имеют под собой твердую международно-пра-вовую базу.
Основным программным документом современного международного права является Устав ООН. В Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН» (1970 г.) право наций на самоопределение это:
– создание суверенного и независимого государства; свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
– установление любого другого политического статуса, определенного народом. И Южная Осетия первым шагом создала суверенное государство. Реализацию основной воли народа – возвращение в состав России, подскажет время…