Алан Тадтаев: «Считаю, что конституционная реформа назрела давно»

8 апреля исполняется 20 лет с тех пор, как Южная Осетия приняла действующую Конституцию республики

О роли Основного закона государства в общественно-политической жизни населения республики, об актуальности конституционной реформы и о других насущных вопросах законодательства Южной Осетии рассказал в нашем интервью Председатель Парламента РЮО Алан Тадтаев.

– Алан Сергеевич, 20 лет назад был принят Основной закон нашего государства, все мы знаем, что он разрабатывался в тяжелые, военные для республики годы. Расскажите нам о значении и о роли Конституции РЮО в процессе становления и развития нашей государственности.
– Конституция республики — это Основной закон, по которому действует и развивается Южная Осетия. Все законы, которые принимаются на сегодня полностью привязаны к Конституции РЮО. Нужно отметить, что Конституция республики написана кровью наших соотечественников, которые отдали свои жизни в борьбе с грузинскими агрессорами за свободу и независимость Южной Осетии. Конституция является основным законом нашего государства, мы, все граждане республики должны неукоснительно соблюдать ее.
– В недавнем интервью Президент А. Бибилов отметил, что в Конституции есть определённые внутренние противоречия, в связи с чем назрела конституционная реформа. Глава государства при этом подчеркнул, что Конституция будет приниматься на всенародном голосовании. Как Вы считаете, на сегодня конституционная реформа актуальна для нашего государства?
– Конечно актуальна. Надо отметить, что Конституция — это как живой организм, которому необходимо развиваться и совершенствоваться. Мы должны Основной закон страны подводить под те реалии, которые у нас сегодня есть в республике. Действующая Конституция, как вы сами сказали, была написана в тяжелые военные годы, в годы агрессии со стороны Грузии, когда еще народ стремился к независимости. Однако на данном историческом этапе Республика Южная Осетия – признанное государство, и, естественно, есть пункты и статьи, которые надо подводить под сегодняшние реалии. На самом деле, я считаю, что конституционная реформа назрела давно. Уверен, что над разработкой и редакцией новой Конституции Южной Осетии поработают грамотные специалисты из разных сфер деятельности, в том числе и парламент, и мы вынесем на суд населения республики новую, отвечающую требованиям суверенного государства, редакцию Основного закона страны, где будут четко прописаны необходимые изменения, учитывая общественно-политическое развитие и жизнь республики на данный момент. И, без всяких сомнений, Конституция должна приниматься путем волеизъявления всего народа Южной Осетии.
– А как скоро запланировано проведение соответствующих мероприятий по разработке нового проекта Конституции?
– Сегодня уже работает совместная комиссия парламента и правительства республики по совершенствованию законодательства. В прошлом году было проведено несколько совещаний данной комиссии, но учитывая, что в республике были введены карантинные мероприятия, работа в этом направлении, приостановилась. Надеюсь, в этом году деятельность по совершенствованию законодательства продолжится и совместными усилиями этой комиссии и общественности республики удастся внести те поправки, которые остро необходимы на сегодня в Конституции.

– Алан Сергеевич, за время существования Южной Осетии в качестве суверенного государства периодически встает вопрос о необходимости смены президентской формы правления на парламентскую. Ваше мнение по данному вопросу.
– На данный отрезок времени для Южной Осетии действующая система, то есть президентская форма правления, наиболее актуальна, это мое личное мнение, как политика и гражданина государства. Я вижу, что сегодня руководством и президентом республики делается всё возможное, чтобы все процессы в государстве происходили в рамках законодательства РЮО. Абсолютно уверен и знаю, что президентская форма правления — это самый оптимальный вариант для Южной Осетии.
– На днях стало известно, что Парламент Южной Осетии в ближайшее время подпишет соглашение о сотрудничестве с законодательным органом Северной Осетии. Когда состоится подписание и какое значение имеет давно назревший шаг для парламентариев двух республик на практике?
– Договор между парламентом Южной Осетии и законодательным органом Северной Осетии готов к подписанию. Напомню, что разговор о подписании данного договора шел и в начале прошлого года, но учитывая, что в республике были введены карантинные мероприятия в связи с распространением вирусного заболевания COVID-19, процедура подписания соглашения заморозилась почти на год. Однако, буквально на прошлой неделе я разговаривал с коллегой из Северной Осетии, и мы договорились во второй декаде мая подписать соглашение. Документ будет подписан как в Северной Осетии, так и в Южной ее части, в нем два текста: один на осетинском языке, другой на русском. На русском языке будет подписан во Владикавказе, а на осетинском на территории Южной Осетии. Договор, конечно же, имеет особое значение, так как мы один, хоть и разделенный народ. Поэтому более тесное сотрудничество между парламентами Юга и Севера Осетии принесет свои плоды населению обеих республик и осетинскому народу в целом.
В соглашении прописано очень много пунктов в плане сотрудничества, обмена опытом работы законодательных органов. Уверен, что подписание документа внесет новую струю во взаимоотношения парламентов Северной и Южной Осетии.

Как известно, на двух, проведенных в новейшей истории Юга Осетии, референдумах югоосетинский народ сделал свой выбор и высказался однозначно за воссоединение двух частей Осетии. Кроме того, и сейчас народ Южной Осетии в большинстве своем приверженцы того, чтобы войти в состав России в составе единого государства Осетии. Так что, я думаю, что над этим вопросом в рамках данного документа мы будем работать с нашими коллегами из Северной Осетии.
Пользуясь случаем, хочу поздравить наших граждан с Днем Конституции нашего государства. Со своей стороны подчеркну, что мы будем делать всё, чтобы неукоснительно выполнять все статьи и пункты Основного закона государства – Конституции Республики Южная Осетия.

Мадина БЯЗРОВА