В конце прошлой недели Президент Анатолий Бибилов подписал Указ о назначении референдума Республики Южная Осетия. А заявление о том, что в республике пройдет ре-ферендум по вопросу воссоединения Южной Осетии с Россией сделал в самом конце марта на теледебатах.
Это заявление вызвало восторг в Южной Осетии. Ведь жизнь вне состава СССР, а затем и России принесла Южной Осетии сплошные, выражаясь армейской терминологией, тяготы и лишения.
Верховный Суд дал добро: обжалованию не подлежит
После юридических процедур – сбора подписей, проверок и регистрации, ЦИК направил в Верховный Суд запрос для окончательного вердикта. И Верховный Суд вынес соответствующее решение:
«Признать соответствующим Конституции Республики Южная Осетия, Конституционному закону Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия», а также Конституционному закону Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» проект Указа Президента Республики Южная Осетия «О назначении референдума Республики Южная Осетия» по вопросу: «Вы поддерживаете объединение Республики Южная Осетия и России?».
Настоящее Постановление не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно со дня провозглашения и подлежит незамедлительному опубликованию».
«Мы сделали это! – написал сразу Анатолий Бибилов в соцсетях. – Сегодня Указ о проведении референдума получил президентскую подпись – на языке закона, мы выполнили ещё одно важнейшее юридическое требование.
А на языке народном, мы сделали судьбоносный шаг – мы идём домой, мы идём в Россию. Референдум об объединении Южной Осетии и России состоится 17 июля 2022 года. Для меня огромная честь и большая гордость быть участником этого процесса. Как гражданин и как президент, я сдержал слово перед лицом моего народа. Мæ уарзон æмбæстæгтæ, нæ рагон фæнд, нæ бæллиц нæ къухты бафтыд!»
Амбициям и спекуляциям здесь не место
Стоит отметить, определенная часть нашего общества выразила в соцсетях неприкрытое недовольство, а то и отторжение референдума, противясь мечте нескольких поколений. В ход пошли безосновательные аргументы.
Отдельные пользователи пишут, что «референдумом мы подставляем Россию», «создаем ей проблемы в условиях спецоперации», «решение провести референдум не отвечает международным нормам», «это несвоевременно», «не было сигнала из Кремля», амбициозные спекуляции и требования – «в каком статусе войдем» и др.
Начав военную операцию, в руководстве России лучше нас знали о последствиях и просчитали ситуацию наперед. Как отмечал Владимир Путин до спецоперации, Россия готова к любому повороту событий. И «обеспокоенность» противников референдума осложнением ситуации вокруг России, в случае референдума, выглядит смехотворно. Особенно учитывая статус России, как ядерной державы, лидера по количеству ядерных боеголовок. Россия сама в состоянии позаботиться о своих интересах, и интересах всего постсоветского пространства.
Референдумом мы не подставляем Россию, так как голос Южной Осетии не представлен в международных форматах на уровне ООН, ОБСЕ или других международных площадок. Наоборот, мы подчеркиваем пророссийский курс и этим актом помогаем расширению пространства Русского мира, что отвечает и нашим национальным интересам.
Во-вторых, «несвоевременность референдума». Надо понимать, нет определенных сроков своевременности референдума, который не обязывает Россию моментально (что тоже нельзя исключать) принять нас в свой состав. В 2006 году Приднестровье провело референдум о вхождении в состав России, где свыше 97% высказались ЗА. Однако, ПМР пока сохраняет статус суверенного государства. Референдум – это внутреннее дело государства, а не воздействие извне. Т.е. этот акт – юридический не обязывающий незамедлительно принять запрашиваемое решение. Главное – выразить волю народа, а своевременность принятия будет решать Российская Федерация.
Напомним, референдум 1992 года в Южной Осетии прошел без сигналов Москвы и под колоссальным давлением Грузии, либеральных кругов России, не считая западного сообщества. Министр иностранных дел России Андрей Козырев в телеинтервью заявил: «Южная Осетия не субъект международного права». Но, несмотря на серьезное противодействие, референдум прошел.
Что касается соответствия референдума нормам международного права и соответствия времени и реалиям, то правовую оценку компетентно дали депутаты Государственной Думы и Совета Федерации России.
Ковитиди: «Объединение соответствует международному праву»
«Объединение Южной и Северной Осетий соответствует международному праву, а также соответствует национальному законодательству государств, заявила член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди
«Заявление президента Южной Осетии Анатолия Бибилова об объединении разделенного осетинского народа в рамках одного союзного государства – Российской Федерации соответствует национальному законодательству обоих государств и принципам международного права. Президент России после поступления предложения в соответствии с Конституцией РФ, а также пунктом 1 ст. 6 федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» уведомляет о поступившем предложении Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации», – сказала Ковитиди.
Она уточнила: рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения международного договора, осуществляются в соответствии с федеральным законом «О международных договорах РФ».
Климов: «Главное условие – референдум»
По словам заместителя председателя комитета Совета Федерации России по международным делам Андрея Климова, правовых препятствий для начала процедуры вхождения Южной Осетии в состав РФ нет. «А главным условием является волеизъявление граждан республики», – сказал Климов.
«У нас готовы все правовые механизмы, чтобы этот процесс запустить. Главное условие – это волеизъявление граждан Южной Осетии, подтвержденное референдумом», – сказал Климов.
По его словам, очень важно, чтобы политическое заявление президента республики было подкреплено результатами референдума. «Если будет шаг сделан, никаких правовых препятствий не существует», – отметил Климов.
Он считает, что вхождение Южной Осетии в состав России отвечает интересам осетинского народа, «который был в свое время разделен не по его воле». «Эта часть осетинского народа оказалась в составе Грузии, а другая часть осталась в составе РФ. Это один народ, это одна вера, это одна история», – подчеркнул зампред международного комитета СФ.
Водолацкий и Милонов: «Все решают люди»
Депутаты Госдумы Виктор Водолацкий и Виталий Милонов поддержали желание Донбасса и Юж-ной Осетии стать частью России.
«Жители Донбасса и Южной Осетии мечтают стать частью сильной мощной России. Это очевидно. Это так уже давно. Вообще, все решают люди, все определяется голосованием, это касается и Херсонской области в том числе», – отметил Водолацкий.
«По датам ничего не скажу, но мнение жителей Донбасса однозначно – они хотят стать полноценной частью РФ, самый простой и легитимный способ – это осуществить – провести референдум», – подчеркнул Милонов.
Таймазов: «Южная Осетия идет по пути Крыма»
Южная Осетия, власти которой накануне приняли решение о проведении 17 июля референдума об объединении с Россией, идет по пути Крыма. Таким мнением в субботу поделился с ТАСС депутат Госдумы Артур Таймазов, представляющий Северную Осетию.
««Если сейчас уже приняли решение проводить референдум, думаю, что да, идем к воссоединению Южной Осетии с Россией», – сказал собеседник агентства, отвечая на вопрос, идет ли республика по пути Крыма. – Мы молимся, чтобы две Осетии объединились в одну республику».
Объединение Северной и Юж-ной Осетии в составе России депутат назвал большим событием для осетинского народа. «Сегодня самая основная цель каждого осетина, чтобы наш народ жил вместе», – добавил Таймазов.
Калашников: «Момент для референдума подходящий»
Южная Осетия и Абхазия вправе провести референдум и для проведения всех юридических процедур сейчас подходящий момент. Такое мнение выразил ТАСС председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.
«Что касается стороннего взгляда на это, Южная Осетия и Абхазия давно, по сути, интегрированы в Россию с точки зрения безопасности, экономической поддержки. Конечно, лучше, чтобы это было прозрачно для России. Если завтра встанет вопрос (о принятии республик в состав России – прим. ТАСС), я скорее положительно бы на это реагировал. Для этого нужно провести юридические процедуры и мне кажется, что момент для этого вполне подходящий. Хуже, как говорится, уже не будет», – сказал депутат, отметив, что Южная Осетия и Абхазия имеют право провести референдум.
Артем Туров: «Вхождение Южной Осетии в состав России даст республике возможность развиваться и быть более сильной экономически и политически»
Зампред комитета Госдумы по делам СНГ Артем Туров считает, что вхождение Южной Осетии в состав России даст республике возможность развиваться и быть более сильной экономически и политически.
«Осетинский народ является разделенным. И сегодняшнее заявление руководителя республики – возможность для осетин стать одним большим народом. Это решение дает право на самоопределение, возможность определять свое будущее и вектор развития. И для нас это очень важный момент, потому что в 2008 году Россия показала свою позицию по тем границам, по тем красным линиям русского мира и начала открыто противостоять вестернизации, давлению объединенного Запада. Конечно, это историческое событие. Я думаю народы России и Южной Осетии поддержат это решение. Оно будет для нас историческим», – заявил Туров.
Лавров: «Мы будем делать все, чтобы мечта осетин и на севере, и на юге сбылась»
Напомним, 10 сентября 2021 год, выступая на форуме современной журналистики «Вся Россия-2021» в Сочи министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Южная Осетия на данный момент независима по решению своего народа. Как ее народ определит, так и будет дальше».
Тем самым, глава внешнеполитического ведомства дал понять, что будущее зависит от югоосетинского народа. А в 2007 году глава МИД России Сергей Лавров во Владикавказе заявил:
«И я также не могу сегодня не думать о том, что происходит в Южной Осетии. Мы хотим, чтобы осетины жили вместе независимо от того, где пролегают границы. Осетины один народ и как любой единый народ мира он должен жить вместе. Мы будем делать в рамках международного права все, чтобы это мечта осетин и на севере, и на юге сбылась».
Точку ставит Владимир Путин
Под конец приведем мнение Президента России Владимира Путина, который дважды яснее некуда выражал отношение к проблеме разделенного осетинского народа и желанию народа войти в состав России.
В 2011 году на форуме «Селигер» Владимир Путин заявил: «Решение вопроса о присоединении Южной Осетии к России будет зависеть от самого осетинского народа. Будущее зависит от самого осетинского народа».
А в 2016 году после встречи с Леонидом Тибиловым, Путин заявил:
«Президент Тибилов мне высказал отношение к этой проблеме, сказал, что народ Южной Осетии хочет проведение такого референдума, но мы не можем, я думаю, этому противиться. Нас ничего не сдерживает, кроме интересов самого югоосетинского народа».
Таким образом, со всех точек зрения будущий референдум соответствует нормам международного права, отвечает реалиям, очень важен и своевременен, и находит поддержку в России.
17 июля 2022 года – все на референдум!