Борис Чочиев все силы отдавал борьбе за мир, спокойствие и свободу Южной Осетии

В эти дни исполняется год, как ушел из жизни Борис Елиозович Чочиев

Борис Чочиев был одним из самых известных югоосетинских политиков. Он стоял у истоков создания Республики Южная Осетия. Занимал различные высокие государственные должности. Но нередко сам говорил, что больше всего гордится тем, что был руководителем первой Центральной избирательной комиссии Южной Осетии – той самой, которая провела первые исторические выборы в Парламент РЮО.
В 2020 году в интервью Sputnik Борис Чочиев рассказал, как проходили первые выборы в Южной Осетии, о героических поступках отдельных граждан и о том, с каким противостоянием пришлось столкнуться осетинскому народу в то, без сомнения, судьбоносное время.
Борис Чочиев точно помнил события и факты. Он подчеркивал, что очень многие сегодня по-своему интерпретируют то, что происходило в те дни, “доходит до того, что они сами начинают верить в ту неправду, которую хотят внушить и другим”.
20 сентября состоялась 14-я сессия областного совета при переполненном зале. Ее итогом и стало провозглашение Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. Там же был поставлен вопрос о проведении первых выборов депутатов.
Первые парламентские выборы в Южной Осетии «стали образцом волеизъявления народа». «События следовали один за другим. У нас не было времени на раздумья. Враг наступал, надо было действовать. Упущенное время нам стоило бы очень дорого», – говорил Борис Елиозович.
На той же сессии ему поручили разработать положение о выборах депутатов. Вместе с ним над документом работали юристы Петр Гатикоев и Ацамаз Плиев.
“О своем законе и речи не было тогда. Мы постарались изучить опыт других стран, подготовили документ и уже на следующей сессии, 16 октября 1990 года, утвердили его и решили избрать состав ЦИК. Должность главы ЦИК предлагали многим, но одни боялись, другие уже думали о том, что будут баллотироваться в депутаты, а многие просто не хотели брать на себя такую большую ответственность”, – вспоминал политик.
Кандидатуру Бориса Чочиева в качестве председателя ЦИК предложил лидер “Адамон Ныхас” Алан Чочиев. “Я согласился. Со всех сторон посыпались заверения в помощи и поддержке. Сессия утвердила состав ЦИК, работа закипела, провели первое заседание. В итоге те, которые обещали помочь, разбежались – кто-то баллотировался, кто-то отказался. Мы оказались в непростой ситуации, не знали, что делать без опыта работы”, – рассказывал Борис Елиозович.
Борис Чочиев был удивительным человеком с непростой судьбой. Новейшая история Государства Алания – Южная Осетия, самым тесным образом переплетена с его жизненной дорогой.
«Мы вспоминаем о Борисе Елиозовиче как о талантливом дипломате, успешном администраторе, государственном деятеле, человеке, который сочетал в себе черты чиновника самого высокого ранга и яркой личности.
На каких бы должностях он не работал, его отличали неиссякаемая работоспособность и высокое чувство ответственности.
Государственный подход к решению поставленных перед ним задач, огромный политический опыт и дальновидность позволяли ему всегда находить выход из непростых ситуаций.
В ходе сложнейших переговоров, организации ключевых мероприятий он действовал четко и профессионально, собранно и надежно. Превыше всего ставил интересы страны», – говорит Инал Плиев, с 2003 по 2008 годы руководивший информационно-аналити-ческим управлением Министерства по особым делам РЮО и Юго-Осетин-ской части Смешанной контрольной комиссии, много лет проработавший с Борисом Чочиевым.
«В лице Бориса Елиозовича народ Южной Осетии потерял одного из своих ярких представителей, настоящего патриота, чья судьба неразрывно связана с историей становления государственности Южной Осетии. Он был масштабной фигурой в нашей истории, его уход – большая потеря для республики, у истоков создания которой он стоял и которой был предан до конца. Его отличали невероятная работоспособность, ответственность, организаторские качества, он был настоящим государственником.
Удивляло, что он всегда находил простой выход из самых тяжелых ситуаций. Долгое время работая с ним, хочу отметить и его талант переговорщика, дипломата. Для меня это и личная потеря, нас связывали дружеские отношения. Как человека его характеризует еще и готовность прийти на помощь всем, кто к нему обращался, – сказал, вспоминая о Б.Е. Чочиеве, третий Президент РЮО Леонид Тибилов.
Жизнь Бориса Елиозовича была нацелена на служение народу. Отметим лишь один небольшой факт из множества случаев, имевших место в начале 1990-х гг.: МВД Грузии включило его имя в список видных деятелей национально-освободительного движения Южной Осетии с указанием «руководители и лидеры осетинских экстремистов».
После провозглашения независимости и начала миротворческого процесса Борис Чочиев работал с беженцами и вынужденными переселенцами. Он активно взаимодействовал с международными организациями с целью возвращения осетинских беженцев на места проживания, защиты прав вынужденных переселенцев, а также для строительства и выделения им на местах жилья.
В 2001–2008 гг. Борис Елиозович возглавлял переговоры конфликтующих стран на международном уровне. Южная Осетия наряду с Россией, Северной Осетией и Грузией была равноправной стороной переговорного процесса, с участием ОБСЕ, Еврокомиссии и ООН в лице её Верховного комиссариата по делам беженцев.
Это были годы работы в условиях постоянных обстрелов, блокады и похищений граждан Южной Осетии. Благодаря переговорному процессу удавалось добиться прекращения огня, пропускать колонны с продовольствием в блокированные грузинскими силовиками села Южной Осетии. А главное – освобождения граждан Южной Осетии, похищенных силовыми структурами Грузии.
«Бывали случаи, когда переговоры длились по несколько суток, дни и ночи без перерыва, в том числе в условиях обстрелов. И когда все валились с ног от бессонной работы, Борис Елиозович всегда выглядел бодрым, полным сил и энергии. Все изумлялись его необычайной работоспособности, и только близкие товарищи знали, какое неимоверное напряжение и усилие воли за этим стояло.
Возглавляемое Борисом Чочиевым Министерство по особым делам в условиях экстремальной предвоенной и военной ситуации явилось одним из флагманов распространения объективной информации о ситуации в Южной Осетии. По его прямому распоряжению создавались информационные ресурсы, в том числе выходящий сразу на трех языках – русском, английском и осетинском. Они быстро набрали популярность, стали рупором официальной позиции Южной Осетии по тематике политико-правового обоснования борьбы нашего народа за национальное освобождение», – вспоминает Инал Плиев.
Борис Чочиев терпеливо разъяснял все возможные пути разрешения проблем на переговорах в рамках СКК, наглядно показывая недопустимость и незаконность действий Грузии, их несоответствие ранее подписанным соглашениям, разоблачая преступные замыслы Грузии перед лицом всех сторон-участниц переговорного процесса, под давлением которых Грузия в большинстве случаев была вынуждена отступать.
«Отказывая себе в элементарном отдыхе в этих экстремальных военно-политических условиях, в условиях разнузданного террора и психологической войны Грузии, Борис Чочиев все силы отдавал борьбе за мир, спокойствие и свободу Южной Осетии.
Я могу сказать, что он принес свое здоровье и жизнь на алтарь служения Отечеству, родному народу», – рассказывает Плиев.
За истекший год, который выдался столь сложным, все, кто знал Бориса Чочиева, словно больше осознали масштаб его личности. Когда жизнь прожита, словно пришло понимание ценности его опыта, мудрости, энергии, профессионализма этого яркого гражданина страны. Борис Елиозович умел конструктивно и эффективно (что самое главное) решать самые сложные задачи, добивался максимальных результатов на всех постах, где бы он ни работал.
Уход Бориса Чочиева стал большой потерей для республики, для всех, кто его знал, работал и дружил с ним.