К 50-летию Югоосетинского института повышения квалификации работников народного образования
Памяти Шота Иосифовича Лохова посвящается
Гражданская война 20-х годов ХХ века принесла народу Южной Осетии разруху. Наряду с народным хозяйством, с экономикой Юго-Осетии меньшевистским правительством Грузии было совершенно уничтожено и ее народное образование.
С установлением советской власти трудящимся молодой Юго-Осетинской автономной области (1922 г.) предстояло практически с нуля начинать ее культурное строительство, в том числе и ее просвещение.
В первые годы на пост Наркомпроса (Народный комиссар просвещения – так называлась должность нынешнего министра образования РЮО) была выдвинута первая осетинская женщина-коммунист Мария Гагиева.
В то время ощущалась острая нехватка как в благоустроенных школьных помещениях, так и в квалифицированных педагогических кадрах. Поэтому, наряду с привлечением старых педагогов, Народный комиссариат просвещения Юго-Осетии приступил к подготовке новых учительских кадров. С этой целью были организованы и ежегодные краткосрочные курсы по подготовке учителей и двухгодичные педагогические курсы. Курсы проводились обычно летом в здании Госдрамтеатра, когда сюда приезжали на каникулы студенты-цхинвальцы из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и других городов. Их-то и привлекали, наравне со старыми опытными педагогами, читать лекции на тех курсах. Один из таких студентов – лекторов учительских курсов Гаврил Николаевич Джиоев вспоминал в 1986 году: «Я хорошо помню, что эти курсы проводились летом. Организатором курсов был Наркомпрос. В то время учителя нуждались в повышении своей квалификации, которая, надо признать, была очень низкой, и нас, ещё студентов, обязывали принимать участие в процессе улучшения качества преподавателей. Хорошо также помню всех известных опытных педагогов, читавших лекции учителям; это были Урусов, Н. Санакоев, Голубцов, А. Тибилов и другие. Среди студентов-лекторов своего поколения помню И. Гассиева, И. Плиева, Я. Харебова и других». Всё это позволило уже в первые советские годы успешно решить проблему педагогических кадров для города и области. Кроме того, в 1922 году в Цхинвале, в старой его исторической части, в здании Облпотребсоюза по улице Тельмана был открыт и педтехникум.
Так Наркомпрос Юго-Осетии, преодолевая препятствия материального, организационного и профессионального порядка, сумел создать и расширить школьную систему и систему повышения квалификации учителей. Далее система народного образования перестраивалась в соответствии с задачами строительства социалистического общества. С мая 1924 года, под влиянием ряда значимых решений и документов руководящей партии коммунистов, уделившей большое внимание повышению не только профессионального уровня, но и политической грамотности учителей, в Южной Осетии были осуществлены мероприятия по улучшению учебно-воспитательной работы школ, особенно сельских, и по подготовке преподавательских кадров из политически подкованных учителей; вплотную подошли к строительству зданий. Были отремонтированы школы, их обеспечили соответствующим инвентарем, увеличилось и число педагогических работников. Без преувеличения, проявлялась постоянная забота о нуждах и запросах учителей, об улучшении их общественного и материального положения. «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе», – сказал об учителе вождь Советского Союза В.И.Ленин. О росте количества учителей по советской Грузии, в том числе и Южной Осетии, которая до 1991 года входила в ГССР, говорят следующие газетные данные: 1914-1915 г.г. – 5961 учитель; 1920-1921 г.г. – 7079 учителей; 1924-1925 г.г. – 9213 учителей.
Но все мероприятия по подготовке учительских кадров были недостаточны для удовлетворения растущих далее потребностей в школьных преподавателях. И в 1932 году в г. Цхинвале был открыт Юго-Осетинский государственный педагогический институт – первое высшее учебное заведение, которое готовило учителей для восьмилетних и средних школ автономной области.
В Южной Осетии уже до Великой Отечественной войны 1941 – 45 годов свершилась подлинная культурная революция. Да и в годы войны, несмотря на трудности и лишения, школа здесь не просто держалась на плаву, но развивалась, не прерывая выполнения своей великой миссии. В послевоенный период укреплялась материальная база школ, увеличилось количество учителей с высшим образованием, что не остановило работу по повышению их квалификации.
К народному учителю относились как к главной силе в борьбе за рост культуры в обществе, в воспитании сознательного члена этого общества, человека новой эпохи. Потому к педагогу представлялись и представляются большие требования. С 1956/57 учебного года институты перешли на пятигодичное обучение. В институтах готовились специалисты широкого профиля.
В то же время по первому советскому 5-летнему плану культурного строительства, утверждённому в 1928 году, предусматривалась подготовка 2478 учителей общеобразовательных школ, а к концу пятилетки – увеличение их числа до 4447 человек. Этот план был выполнен.
СОЗДАНИЕ ФИЛИАЛА ГРИУУ В ЦХИНВАЛЕ
В помощь учителям в Цхинвале и во всех районных центрах автономной области были созданы педкабинеты, оснащенные методической литературой, наглядными пособиями, программами. И, наконец, 1 апреля 1963 года был открыт Цхинвальский филиал Республиканского института усовершенствования учителей Грузинской ССР – ГРИУУ, в котором насчитывалось 6 методических кабинетов: кабинет русского языка и литературы (заведовала кабинетом И.Х. Дзагоева), кабинет осетинского языка и литературы (завкабинетом П.С. Кочиев), кабинет физики и математики (завкабинетом С.К. Харебов), кабинет химии и биологии (завкабинетом – Н. С. Остаева), кабинет начального образования (завкабинетом Е.Я. Качмазов). Директором цхинвальского филиала республиканского ИУУ Минпроса ГССР был назначен Шота Иосифович Лохов, который проработал на этой должности до 2002 года.
Из воспоминаний сотрудника ИУУ С.К. Харебова, записанным в 1988 году: «Размещался институт усовершенствования в помещении Цхинвальского райисполкома, на углу улиц Сталина и Джапаридзе. Тогда это здание пустовало в связи с реорганизацией районов Юго-Осетии: часть Цхинвальского района вошла в Ленингорский район, а часть – в Знаурский. Функционировать институт начал сразу: тут же были организованы месячные курсы для преподавателей различных предметов.
Осенью 1963 года, совместно с методистами РИУУ, методисты цхинвальского филиала приняли участие в изучении учебно-воспитательной работы в школах Ленингорского района, а также провели семинары по различным предметам. Это мероприятие нам, сотрудникам нового филиала, оказало большую помощь в дальнейшей работе. До перехода на новое обучение ежегодно устраивались месячные курсы, которые каждый учитель обязан был пройти раз в пять лет. С переходом с 1967/68 учебного года на новое содержание обучения (по различным предметам в разное время) курсы учителя по всем предметам проходили ежегодно. В 1971 году наш филиал перешёл в здание средней школы №8 по улице 8 Июня. За период перехода на новое содержание обучения филиал провел огромную работу по переподготовке учителей по всем предметам. Некоторые кабинеты филиала приняли участие в переводе учебников с русского языка на осетинский. Так, например, учебники математики для 1-3 классов, природоведения для 3 класса, учебники русского и осетинского языков для осетинских начальных школ. В результате все учителя нашей области прошли эту переподготовку. Благодаря филиалу учителя имели возможность в любое время получить консультацию по возникающим в их работе вопросам. Кабинеты физики и математики, русского языка и литературы активно помогали школам в организации внеклассной работы. Большую помощь в переходе на новые программы оказывали нашим методистам всесоюзные совещания, семинары, проводимые Министерством просвещения СССР в Москве, где перед ними выступали авторы новых книг и учебников Кикоин, Пёрышкин, Мякишев, Буховцев, Колмогоров, Маркушевич».
С этой объемной работой методисты Цхинвальского ИУУ под руководством директора Ш.Лохова успешно справлялись, о чём свидетельствовали результаты проверок, производимых РИУУ Тбилиси.
Поскольку потребность в методистах постоянно росла, кадровый состав института периодически пополнялся новыми работниками. Штаты устанавливались в соответствии со всё увеличивающимся числом школ и учителей.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ФИЛИАЛА В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЮГО-ОСЕТИНСКИЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ – ЮОИПКРО
В 1976 году на базе Цхинвальского филиала был открыт самостоятельный Юго-Осетинский институт усовершенствования учителей или Институт повышения квалификации работников образования – ЮО ИПКРО. Самостоятельность его тоже была условной, он все равно функционировал под начальством Тбилисского центра. Процесс этот был длительный и протекал не гладко. Тбилиси упорно противился открытию самостоятельного института в Южной Осетии, но отказать открыто не решался. Но Шота Лохов без устали ездил в Тбилиси, уговаривал, убеждал, ругался, вовлекал Минпрос ГССР. Открытие института не в Гори, не где-нибудь еще, а в Южной Осетии воспринималось еще одним кирпичиком в автономию области. Когда, наконец, институт был открыт, в него вошло 17 методкабинетов. Находился он по-прежнему на улице 8 Июня, на 2 этаже 8-летней школы (раньше она была средней школой №8). Было тесно, неуютно, помещения не соответствовали требуемым параметрам. ИУУ занимал в школе 11 комнат, из которых: одна аудитория, одна лаборатория, библиотека, две отведённые под общежитие комнаты на 30 человек, бухгалтерия и канцелярия, директорская, 4 комнаты для методистов с завкабинетами.
Исходя из особенностей обучения контингента обучающихся учителей и режима работы ИУУ, в 1978 году в план строительства был внесён проект нового здания для ИУУ. Идею об отдельном здании для ИПКРО выдвинул и, собственно, «проталкивал» его строительство тоже Ш. Лохов. Этот замечательный человек, высокий профессионал, превосходный организатор, энергии которого завидовали молодые коллеги, отдал своему детищу 40 лет и никогда не требовал к себе особого отношения, или каких-то для себя регалий. Наградой и памятником ему стал созданный им и по сей день действующий Институт повышения квалификации учителей РЮО.
Если в начале своей деятельности в 1964 году курсовую подготовку при филиале ИУУ проходили всего 160 учителей, то в 1978 году курсами было охвачено около 1400 учителей общеобразовательных школ (45 групп).
В период массовой переподготовки учителей в связи с переходом на новое содержание обучения, ИУУ переподготавливал до 1000 учителей ежегодно. За 1972 – 76 годы переподготовку прошли 4500 преподавателей области.
Ежегодные курсы стали проводиться для 750 – 800 преподавателей (25 – 26 групп). Для проведения лекций и семинаров приглашались лектора ЮОГПИ им. А.А. Тибилова, научные сотрудники ЮОНИИ им З.Ванеева и наиболее квалифицированные учителя автономной области.
В апреле 1976 года ИУУЮО, совместно с ЮОГПИ и НИИ, была организована научно-практическая конференция на тему: «Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и качества знаний учащихся в свете решений XXV съезда КПСС». В работе конференции принимали участие учителя города и всех районов автономной области. Был заслушан ряд докладов, среди которых наиболее интересными были признаны два: 1.«Роль уроков родной литературы в патриотическом и интернациональном воспитании учащихся» А.Г. Алборовой из Квайса. 2. «Формирование системы природоохранительных знаний учащихся на уроках химии» учительницы школы №5 Заиры Сергеевны Лоховой-Джигкаевой. Эта конференция способствовала дальнейшему улучшению работы учителей области по повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Особое внимание методистами ИПКРО уделялось молодым преподавателям, для них проводились и целевые семинары и трехдневные семинары. Все методисты имели вне общего плана индивидуальные планы работы с молодыми педагогами в зонах. Раз в год но во всех районах проводились групповые и индивидуальные консультации и семинары по всем предметам и для всех педагогов. Только за 1977 год было дано 896 устных и письменных консультаций.
Ещё 2 июня 1973 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили постановление «О дальнейшем улучшении условий работы сельской общеобразовательной школы». И методисты ИУУ провели большую и значимую акцию под девизом: «Всё лучшее – сельскому учителю».
Они оказывали постоянную помощь сельским учителям: готовили рекомендации, вместе разрабатывали сценарии, программы и формы воспитательной работы в сельской школе, давали указания по актуальным вопросам.
В 1988 году директор ЮОИУУ Шота Иосифович Лохов, будучи в гостях у старшеклассников школы №3 (где работает автор статьи), согласился ознакомить их с работой института и объяснить, «что же такое переподготовка учителей, и как она проводится в нашей области?»:
«Наш Институт усовершенствования учителей работает согласно перспективному и годовому планам. В перспективном плане указывается коэффициент слушателей по годам обучения и категориям работников. Для того чтобы уточнить контингент, в городские и районные методкабинеты направляются специальные бланки, чтобы руководители школ заполнили их на всех учителей. Эти данные городские и районные педкабинеты обобщают и представляют в наш институт. На основе этих данных мы составляем перспективный план переподготовки учителей области.
Через городские и районные методкабинеты мы получаем точную информацию о каждом учителе. В этих кабинетах имеются картотеки на всех преподавателей. Они помогают оперативно вносить все изменения о составе педагогических кадров и показывают данные о прохождении курсов. Методисты составляют списки учителей, не прошедших курсы за последние 5 и более лет. На основе этих данных институт составляет годовой план проведения курсовых мероприятий. В плане конкретно указываются категория слушателей, их количество, сроки проведения и вид курсов, количество групп, место проведения курсов, культурно-массовые мероприятия для слушателей и т.д. В IX (1971-75 гг.) пятилетке на курсах прошли переподготовку 4013 учителей при плане 3820 человек., перевыполнен план и в 1977 г.
Большую роль в повышении квалификации и для учителей и для руководителей школ имеет и самостоятельная работа, а именно самообразование. Методистами института были разработаны в помощь учителю методические рекомендации «Об улучшении организации и содержания самообразования учителей». На специальной выставке представлены лучшие тематические и поурочные планы, разработки уроков, лучшие доклады; проводятся городские и районные методические семинары. Каждый методист в течение года проводит не менее десяти семинаров.
Если в 1966 году филиал проводил в год около 25 семинаров, то в 1979 году было проведено 85 трёхдневных и пятидневных семинаров, которые охватили 1425 учителей и других работников народного образования.
Учитель всегда был, есть и будет центральной фигурой народного образования. От его знаний, культуры, идейной убежденности зависит успешное решение задач, поставленных перед народным образованием. И среди этих задач главная – повышение качества обучения и воспитания школьников. Задача работников ИУУЮО – помочь учителю осуществить эту главную задачу, чего мы и стараемся достичь».
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РЮО
В тяжелые времена развала Советского Союза, которые особенно сказались на нашей родине, прервалось и финансирование ИПКРО, а затем институт уступил и свое здание. Конечно, тяжело перенес это Ш.И.Лохов, но понимал, что, действительно, зона действия института пропала, а Южной Осетии в тот момент было не до него. Лохову опять пришлось встать на защиту своего детища и уберечь его от полного упразднения. В 1997 году здание ИУУ было отдано под впервые созданный в Осетии Государственный лицей искусств. Институт же был преобразован в факультет педагогики и в этом статусе был включен в состав ЮОГУ, преобразованный к тому времени из госпединститута. Ш.И.Лохов же стал его деканом. За неимением достаточного места, кабинеты кафедры повышения квалификации педагогов (КПКП) были размещены по соседству, на первом этаже НИИЮО. По идее главы государства Л.А.Чибирова и приказу тогдашнего министра просвещения Р.Х.Гаглоева, в НИИ было выделено 4 комнаты из 5 обещанных. Не говоря уже о тесноте, деканат, как и многие учреждения, испытывал множество неудобств, что усложняло его работу. То подолгу отключался свет, и работники замерзали, то месяцами закрывались санузлы и т.п. Но работа не прерывалась: и курсы проводились, и выездные лектории в районах, и на местах – в детсадах, школах, средних специальных заведениях проходили лекции, занятия по переподготовке; писались программы, адаптировались учебные планы, кабинеты разрабатывали методические рекомендации для учебных заведений, появилась новая форма обобщения передового опыта – мастер-классы.
В 2002 году не стало основателя ИПКРО Ш.И.Лохова. Должность директора занял последователь его идей Р.Г.Кочиев. Роман Георгиевич Кочиев начал работать методистом по внеклассной воспитательной работе еще в 1962 году по предложению Ш.И.Лохова. В начале 2002 года стал заместителем Лохова и уже после него – директором, проработав до 2011 года.
В 2005 году факультет п/к вышел из состава ЮОГУ и стал вновь институтом. «Расширились наши возможности, – продолжает Р.Г.Кочиев. – На небольшом автобусе мы ездили по районам, выполняя свои индивидуальные и общеинститутские планы. Замечательные, верные своим профессиям люди, несмотря ни на что, продолжали трудиться на ниве просвещения. Заведовали в эти годы: кабинетом осетинского языка – Муссæ Антонович Плиев, русского языка – Заира Ильинична Кабулова, математики – Ванда Владимировна Магкоева, кабинетом физики – Мэри Суликоевна Пухаева, кабинетом начальных классов – Варвара Семеновна Сиукаева, кабинетом химии – Батыр Лентоевич Гугкаев, географии – Лев Георгиевич Мелкуев, истории – Марина Ивановна Хабалова, английского языка – Лана Феликсовна Кочиева, по воспитательной работе – Лали Шалвовна Гаглоева, по работе с детсадами – Валентина Алексеевна Плиева; завуч института – Лиана Черменовна Газзаева.
В 2011 году директором ИПКРО РЮО стала Диана Руслановна Сиукаева. В том же году институт переехал в замечательное, вновь отстроенное здание школы-интерната. Неизвестно, как долго он там продержится, но условия институту предоставлены хорошие.
Сегодня, когда общественность жалуется на уровень знаний учащихся и на низкую профессиональную подготовленность учителей, особо возрастает роль методкабинетов. А работники ИПКРО – это профессиональные методисты, знающие традиционную методику и в то же время идущие со временем в ногу, прекрасно владеющие инновациями в сфере преподавания. Кому, как не им, учить наших учителей. Сейчас, когда прослежена нами история института работы с учителями, мы понимаем, как это важно. Мы поздравляем ЮО ИПРКО с юбилеем и желаем им не только общественного признания, но и заботы со стороны руководящих органов. Спасибо ему за наших учителей.
А. ПУХАЕВА, старший преподаватель и методист ЮОГУ