Представители педагогической общественности Республики обсудили достигнутые в сфере образования Республики результаты и наметили основные направления дальнейшего развития образовательной системы Южной Осетии.
В этом аспекте уже ставшая традиционной августовская педагогическая конференция является удобной площадкой для оценки и анализа пройденного пути, эффективности реализации новых подходов и методов работы.
Услышанное в ходе конференции позволяет сделать вывод о том, что мероприятия, проводимые в сфере образования с целью повышения уровня и качества учебного процесса, приобретают все более системный характер.
При этом предпринимаются усилия по максимально широкому охвату имеющихся проблем, начиная с повышения качества получаемых учениками знаний и заканчивая помощью детям с ограниченными возможностями.
Как отметила министр образования Марина Чибирова, в Республике нет дошкольных учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с выраженным нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Школы для детей с ограниченными возможностями в Республике также отсутствуют, правда, в школе-интернат г.Цхинвала были предусмотрены три коррекционных класса для детей с задержкой психического развития. «Министерство образования рассчитывает, что в Инвестиционную программу 2017 года будет внесено строительство детского сада для детей с ограниченными возможностями», – сообщила Марина Чибирова.
На конференции были представлены и общие статистические данные по сфере образования. На сегодняшний день в г.Цхинвале функционирует 9 школ с контингентом 2930 учащихся. В Цхинвальском районе 13 школ, в Знаурском – 10, в Дзауском – 8 средних учебных заведений, в Ленингорском – 11. Кроме того, в Республике функционирует Лицей искусств и школа-интернат для детей-сирот. Недавно Постановлением Правительства была создана новая государственная школа – гимназия «Альбион». В Республике есть также две негосударственные школы, это гимназия «Рухс» и «Эрудит». В целом на начало учебного года число обучающихся в Республике составило 5238 учащихся.
На конференции отметили и тот факт, что уже второй год подряд наблюдается увеличение количества первоклассников. Если прежде один общий срез для одного класса в стране составлял порядка 450-500 учащихся, то вот уже два года подряд число первоклассников перевалило за 600. На сегодняшний день, по предварительным данным, в школах Южной Осетии более 650 первоклассников.
Что касается численности педсостава, то во всех школах РЮО сегодня работает 1466 учителей, из которых 328 имеют высшую квалификационную категорию, а 567- первую квалификационную категорию, 3 учителя имеют звание Народный учитель Республики Южная Осетия, 205 педагогов являются Заслуженными учителями РЮО.
Глава образовательного ведомства с удовлетворением заметила, что в этом учебном году открывается дошкольное образовательное учреждение № 18, Хетагуровская общеобразовательная школа, гимназия «Альбион» им. Хетагурова и новое здание Дменисского детского сада.
«Значительным достижением я считаю включение большого числа объектов образования в Инвестиционную программу 2015-17 гг. Речь идет об университетском корпусе, Квайсинской школе и школе в селении Корнис, а также строительстве русской школы и дошкольного образовательного учреждения в поселке Ленингор, комплексе «школа-детский сад» в поселке Цинагар. За последние годы значительно были улучшены условия работы и учебы, созданы возможности и для самореализации учителей, систематически поднимается заработная плата педагогов. Средняя заработная плата на сегодняшний день с учетом последнего повышения в 2014 году выросла до 14014 рублей, это в городской школе, а в сельской школе до 14618 рублей. Однако приходится констатировать, что еще очень многое нам предстоит сделать», – резюмировала министр образования.
Марина Чибирова обратила внимание педагогов на то, что акцент следует ставить не только на обученности, но и степени воспитанности, социализации и др. «Такое понятие еще не стало достоянием всей педагогической общественности, а тем более родителей. Для многих качество определяется количеством четверок и пятерок в аттестатах и журналах, но так можно определить только уровень обученности, перед нами же стоит задача более широкого понимания качества образования. Решение этой задачи является ключевым моментом в развитии школьной системы Южной Осетии», – подчеркнула министр образования.
В качестве примера несоответствия формальных критериев с реальным уровнем образования Марина Чибирова привела ситуацию с медалистами. Так, количество претендентов на медали в начале учебного года составляло 29 человек, в результате министерских контрольных работ по русскому языку и математике, которые проводятся вот уже второй год подряд для кандидатов на медали, 22 кандидата из 29 получили неудовлетворительные оценки. В результате на награждение было представлено всего 7 претендентов, из которых только одна ученица получила золотую медаль и 6 учащихся – серебряные медали.
Министр отметила, что в предстоящем учебном году работа в этом направлении продолжится, а спрос с педагогов, выставляющих несоответствующие знаниям оценки, увеличится. С целью контроля качества преподавания, освоения учебных программ по заданиям Министерства будут проведены определенные срезы по русскому языку и математике. Сравнительный анализ итогово-академической неуспеваемости показывает, что общий уровень успеваемости пока еще оставляет желать лучшего. «Были случаи, когда целые классы получали неудовлетворительные оценки. Есть существенная разница между итогами срезов и итогами академической успеваемости, что свидетельствует о формальном подходе к оценке знаний учащихся. Все это является результатом слабого внутришкольного контроля, который возложен на руководителей. А ведь целью Постановления Правительства об увеличении заработной платы было усиление внутришкольного контроля, однако зачастую из-за нашей с вами ментальности руководители и учителя идут на поводу у родителей и не справляются с тем давлением, которое на них оказывают. Решением данной проблемы нам видится усиление внешнего контроля, при обнаружении несоответствия внутреннего и внешнего контроля Министерство будет принимать меры. Качество образования – это важнейший показатель успеха школы, и поэтому управление им сегодня приоритетно», – заявила Марина Чибирова.
После анализа ситуации Министерство образования в 2013 году создало Центр оценки качества образования, который должен стать реальным инструментом независимой оценки качества образования. Предполагается, что Центр оценки качества образования позволит создать внешний многоуровневый мониторинг оценки качества, который будет способствовать повышению управляемости и мобильности развития образовательных систем и внедрению новой системы аттестации педагогических и руководящих кадров. С начала создания центра было проведено 15 добровольных мониторинга, в ходе которых директора сами обращались в Центр и просили проверить уровень образования в некоторых классах по ряду учебных дисциплин.
Участники конференции обсудили и процесс оснащения школ Республики оргтехникой, интерактивными комплектами, методическими пособиями. Поставки современного учебного оборудования в образовательные учреждения продолжаются и сегодня. К 1 сентября Министерство образования организовало завоз 17 интерактивных досок и ноутбуков для начальных школ РЮО, реализующих учебную программу по новым стандартам.
Все дошкольные образовательные учреждения впервые оснащены многофункциональными принтерами и компьютерами. Но было также отмечено, что несмотря на проводимые мероприятия, не все учреждения сегодня отвечают современным требованиям, поэтому эта работа будет продолжаться, пока все школы не будут оснащены должным образом.
Серьезное внимание в ходе конференции было уделено результатам внедрения профильного обучения в старших классах ряда городских школ. Дать учащимся глубокие, прочные знания по профильным дисциплинам в той области, где они предполагают реализовать себя по окончании школы – таковы главные цели профильного обучения.
Также в прошедшем учебном году началось поэтапное введение нового государственного стандарта 2 поколения начального общего образования. Как отметила учитель начальных классов школы №6 Мадина Джиоева, «новые стандарты образования предполагают, в первую очередь, формирование у детей мотивации к знаниям. Если мы сформируем у детей мотивацию, то за ним последует и действие, и результат. Мы должны научить учеников таким универсальным учебным действиям, используя которые они бы сами умели получать знания».
Продолжается и поэтапный переход на обучение по поликультурной программе национального образования, которая должна позволить решить проблему сохранения и развития осетинского языка, культуры и традиций осетинского народа. В Республике ведется активная работа по созданию осетинской национальной школы, в основе которой должны быть заложены принципы билингвальности. Интерес к полилингвальному образованию проявляют образовательные учреждения, учителя и родители. Средние общеобразовательные школы № 1, 5, 6, школа-интернат и Лицей продолжат обучение по этой системе.
Положительные изменения происходят и в Ленингорском районе, где в новом учебном году историю в грузинских школах будут проходить по переведенному на грузинский язык учебнику «История южных осетин».
1 сентября в школы Республики поступило учебно-методическое пособие «Южная Осетия в 19 – в начале 20 веков», в Министерстве рассчитывают, что в текущем году выйдет в свет долгожданный учебник по истории Южной Осетии.
Общий вывод конференции гласил, что в настоящее время образовательная среда страны стоит на пороге кардинальных перемен. Министерством образования и науки сделаны первые шаги в этом направлении. Разработан план комплексных мероприятий по усовершенствованию системы образования в целом, которые вошли в государственную программу развития образования до 2017 года.
В заключение к участникам конференции с выступлениями обратились Президент Леонид Тибилов и председатель Парламента Анатолий Бибилов.
«Хочу поблагодарить вас за ваш колоссальный труд. Это очень серьезная работа – воспитывать будущее поколение. Я высоко ценю уровень преподавания, который наблюдается в школах, и вижу, что с каждым годом уровень образования повышается. Труд каждого из учителей очень важен, поскольку он заключается в работе над будущими поколениями. Южная Осетия всегда отличалась сильной образовательной системой еще будучи автономной областью в составе Советского Союза, но после нескольких войн и разрухи уровень образования значительно снизился, и сегодня необходимо стремиться поднять его на качественно новый уровень. Несмотря на имеющиеся проблемы, Министерством образования и науки проводится большая работа как в городе, так и в районах Республики, и сегодня мы идем в верном направлении на пути к повышению уровня образования. Руководство страны, в свою очередь, прилагает все усилия для укрепления и развития сферы образования Южной Осетии», – подчеркнул Леонид Тибилов, перечислив объекты образования, внесенные в Инвестпрограмму на 2014-2015 годы.
Положительную оценку работе конференции дал и спикер Парламента Анатолий Бибилов, поздравивший учителей с Днем знаний.
В работе конференции приняли участие заместитель министра образования Майя Зассеева, директор школы №6 Людмила Александрова, начальник отдела образования администрации Ленингорского района Ласко Гуссоев и другие.
И. ТЕДЕЕВА