/Образование и сегодняшние реалии

Образование и сегодняшние реалии

5 октября педагогическая общественность Южной Осетии в очередной раз отмечает профессиональный праздник. Помимо проведения праздничных мероприятий и поощрения отличившихся представителей сферы образования, в этот день принято подводить определенные итоги, обозначать достигнутые результаты и остающиеся преграды на пути повышения качества образования.

Нельзя не отметить, что сегодня система образования республики стоит на перепутье, идет поиск наиболее эффективной модели, которая могла бы отвечать как национальным интересам, так и современным образовательным стандартам. Иными словами, среднее образование в Южной Осетии должно решить архиважную проблему сохранения и упрочения позиций осетинского языка и адекватно реагировать на вызовы, которые современный мир предъявляет школе.

Ответом на эту дилемму, по мнению Министерства образования РЮО Марины Чибировой, должно стать внедрение новой системы обучения, разработанной учёными и педагогами Северной Осетии и основанной на принципах полилингвальности и поликультурности. Новая система поддержана ЮНЕСКО и министерством образования РФ. Она предполагает сохранение языковой и культурной самобытности народа и, кроме того, подтверждает высокие стандарты образования. После нескольких лет экспериментов, теперь начинается ее постепенное внедрение в систему школьного образования.

НОВОЙ МОДЕЛИ НУЖНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ

Вместе с тем, при всех плюсах новой системы, нельзя забывать и о том, что без социальных стимулов любая система обучения может не дать должного эффекта. Впрочем, общий престиж и востребованность образования в республике зависит уже не от отдельно взятого министерства образования, а от усилий всех органов государственной власти. Причем в данном случае речь идет не только о достойной оплате труда, но и о критериях отбора людей при поступлении или продвижении в различного рода структурах и органах в масштабах всего государства.

В обществах, где в этом вопросе царит кумовство и коррупция, ценность и социальная востребованность качественного образования неотвратимо снижаются, несмотря на все благие призывы. Проще говоря, перед учащимися и их родителями встает вполне логичный вопрос — а есть ли смысл вкладывать время и большие усилия в течение 15 лет для получения качественного образования, если все равно затем придется задействовать несколько иные механизмы для трудоустройства или карьерного роста?

В нашей республике, где сейчас предпринимаются попытки выстраивания более эффективной государственной системы, в числе других должен учитываться и этот аспект. В законодательном формате есть необходимость в принятии закона о госслужбе, который мог бы четко регламентировать все эти моменты.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Разумеется, выше речь шла о категории задач, временное решение которых выходит за рамки одного года. Ну а пока в республике активно решаются вопросы строительства и оснащения школ. События последних двух десятилетий не обошли стороной сферу образования, был нанесён значительный урон качеству школьного образования, ее кадровому потенциалу и материально-технической базе.

После признания Южной Осетии со стороны России, было принято решение оказать республике помощь, в том числе в восстановлении сферы образования. С каждым годом все больше школ РЮО по уровню оснащенности и условий обучения приближаются к современным стандартам. Наращиваются объёмы финансовых вложений в восстановление образовательных учреждений, улучшение их материально-технической базы. Большинство школ оснащены компьютерами, интерактивными комплектами, методическими пособиями для учителей. Ещё несколько лет назад таких возможностей не было.

Помимо текущего ремонта школ в рамках подготовки к учебному году проведен и продолжает осуществляться капитальный ремонт и реконструкция многих образовательных учреждений. Капитально отремонтирована 12-я школа, и сдана в эксплуатацию после трех лет ремонта.

Введен в строй современный спортзал и другие составляющие инфраструктуры 5-й школы. Завершается капитальный ремонт Дворца детского творчества, и он начнет полноценную работу. Новый школьный корпус на 350 мест появится и на территории Цхинвальской школы-интернат. Его строительство должно начаться в этом году.

Помимо школ города, серьезное внимание уделяется и сфере образования районов республики. В конце года начнется строительство школы на 150-200 мест в городе Квайса. В Цхинвальском районе по линии Инвестпрограммы в прошлом году начались работы по строительству средней школы в селе Хетагурово. Также осуществлен капитальный ремонт Дменисской средней школы, строится новая школа в селении Рустау, ремонтируется Громская средняя школа, новая школа должна быть построена и в селении Бикар.

На ближайшие годы запланирован еще больший объем работ по строительству и капитальному ремонту дошкольных и средних образовательных учреждений. Реализация намеченных планов, несомненно, позволит создать действительно современные условия для ведения полноценного образовательного процесса, а времена разрухи в сфере образования уйдут в прошлое.

Серьезное внимание уделяется и приведению школ в соответствие с санитарно-эпидемиологическими нормами, для этого в первую очередь предпринимаются меры по обеспечению школ питьевой водой, прорабатывается вопрос об оборудовании всех школ пищеблоками, примерно к концу следующего года вопрос питания детей должен быть снят с повестки дня.

ОБРАЗОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВО

Если говорить о роли образования в целом, то в информационном обществе, где главным товаром становятся не тракторы и объемы добычи угля, а информация, ее значимость трудно переоценить. Хотя, безусловно, и на прежних стадиях развития человечества образование играло весьма значительную роль. Именно степень эффективности и массовости передачи накопленного опыта от поколения к поколению стали ключевым фактором, отличающим серьезное воздействие одних цивилизаций на последующее развитие человечества и малозначительное — других.

Достижения античной цивилизации, уровень знаний, достигнутый в эллинских полисах и Римской империи, оказали огромное влияние на становление и развитие современной западной культуры, чей Ренессанс в 16 веке был напрямую связан с осмыслением творений греко-римлян. По сей день именно римское право лежит в основе современной западной юриспруденции. Каким же образом античная цивилизация в отличие от других смогла оказать такое влияние на дальнейшее культурное развитие человечества? Конечно же, одной из главных причин этого явления стало более качественное образование и более массовый доступ свободных граждан к ней.

Эту же тенденцию можно проследить в современном мире. Успехи Советского Союза во многом были связаны с созданием системы массового образования, могущей выпускать высококвалифицированных инженеров, физиков-ядерщиков, космонавтов и др.

Быстрое развитие государств, которые еще полвека назад считались третьесортными, тех же самых Сингапура, Гонконга, Южной Кореи, Тайваня, в первую очередь связано с широким использованием современных инновационных технологий, которыми невозможно овладеть, не создав мощную образовательную базу, могущую выпускать хорошо подготовленные кадры. Во многом похожие задачи сегодня стоят перед Южной Осетией. Быстрый рост экономики республики могут обеспечить не традиционные отрасли, обладающие достаточно большой трудоемкостью и энергоемкостью, а высокотехнологичные инновационные производства. Но встает резонный вопрос, а где взять для них кадры? Поэтому развитие системы образования Южной Осетии должно стать одним из фундаментов для будущих высокотехнологичных производств.

Понимание этого на уровне руководства республики существует. Как отметил в ходе недавней педагогической конференции под названием «Качество образования — стратегический ресурс развития республики» президент РЮО Леонид Тибилов, путь становления Южной Осетии лежит через развитие образования, а потому этой жизненно важной сфере придается приоритетное значение. «Мы ставим перед собой задачу — вернуть былые образовательные традиции. Наше образование должно отвечать самым высоким требованиям современности», — отметил Леонид Тибилов.

Алла ГЕРГАУЛОВА