«Моя большая «малая Родина»

Под таким слоганом идет работа юных историков школы №3 г.Цхинвала. Среди форм внеклассной воспитательной работы в школе, как, наверное, и во всякой другой в РЮО, особое внимание уделяется патриотическому направлению.

Здесь для ребят работает клуб-лекторий старшеклассников «Анахарсис», где они получают возможность не только познакомиться и послушать известных людей своего края, но и получить ответы на интересующие их, часто проблемные для гостя, вопросы. Круг гостей определяют сами школьники, это молодые и опытные политики, общественные деятели, историки, философы, медийные лица, писатели, деятели культуры, спортсмены… Беседы с ними выливаются в большие дискуссии о прошлом, настоящем и будущем нашего этноса, нашего края. Так формируется мировоззрение юных цхинвальцев.

Клубу «Анахарсис» в 2016 г. будет 30 лет. В этом клубе старшеклассники также определяют для себя темы будущих рефератов, докладов и исследований.

Я пришла работать в школу №3 в январе 1975 года и застала уже налаженную научно-творческую работу учеников 7 – 11 классов, основная тематика которой была посвящена истории, культуре, людям края – это учило детей знать, любить и беречь ценности своей земли.

Не могу сказать точно, когда начался этот процесс вовлечения детей 3-ей школы в науку, но помню четко – диплом II степени Министерства просвещения ГССР на имя ученика Медоева, датирован 1968 годом.

Меня, взрослого уже человека, поразили многообразие и серьезность «детских» тем, та ответственность, с какой они брались за свои работы. Внутришкольные научно-творческие конференции проходили тогда под девизом –

И будет потомками петься

Формула наших времён –

Корень квадратный из сердца,

Помноженного на миллион.

К сожалению, почти все работы потеряны в безвременье 90-х и в 2008 году, хотя многие из них помнятся зримо. Своей теплотой и человечностью тронула меня тогда работа о двух цхинвальских друзьях-соседях, которые в предреволюционные годы ХХ века на свои деньги выковали в Гори уличные фонари и устроили освещение т.н. «стометровки» (это улица от старого моста до Театральной площади) по которой вечерами под духовой оркестр совершали променад дамы в кринолинах и господа в «котелках» и с зонтами, где завязывались знакомства и «намечались» будущие семьи.

Школа и сегодня продолжает вовлечение детей в научную работу, увлекая их темами по истории Южной Осетии и прививая им навыки исследовательской работы. Современных школьников очень интересуют вопросы происхождения осетин, история заселения нашего края, памятники прошлого… Есть в копилке юных историков школы дипломы всех степеней, в том числе и Российской Федерации. В 2011 году, впервые в истории Южной Осетии, все пять учеников школы №3 – участников Всероссийского конкурса «Шаг в науку» получили дипломы, причем три из них I степени, два – II степени и один – III-ей. Последняя работа посвящалась происхождению фамилии Дзидцоевых и была представлена семиклассником.

Сегодня мы пытаемся восстановить школьный историко-краеведческий музей имени его основателя, историка-археолога, кавалера ордена «Знак Почета», большого патриота Юго-Осетии Клавдии Николаевны Беловой. Ее наказу «Изучай прошлое, оно учитель будущего!» школа следует по сей день. Историко-краеведческий музей школы №3 был единственным школьным музеем в советской Грузии, который официально фиксировался как филиал Госмузея. Создавали и наполняли его экспонатами юные историки клуба «Аргонавты». Они внесли большой вклад и в открытие городского Музея Боевой Славы на улице Героев.

Юные историки до сих пор гордятся дружбой с югоосетинскими археологами Б.Теховым, А. Слановым, Р.Джатиевым и Р.Гаглоевым, с которыми дети принимали участие в раскопках. Каждый год Р.Х. Гаглоев навещает юных историков, проводит с ними беседы, приглашает на летние археологические раскопки. Не раз освещалось в местной прессе участие школьников г.Цхинвала и особое трудолюбие и активность 3-ей школы в восстановлении Ачабетского крепостного сооружения. Юные историки пополнили свой музей интересной находкой – камнем с отпечатками ракушек и рыбьих скелетов, подтверждающих, что мы живем на дне древнейшего моря.

У школьного музея и сегодня есть свой совет из старшеклассников. При нем работают экскурсоводы. При необходимости они проведут экскурсии не только по музею, но и по городу, и по Республике. Это члены школьного бюро юных экскурсоводов «Кругозор». Бюро работает с 1975 года! В свое время оно обслуживало туристские группы из всех республик СССР, приезжавших в Южную Осетию по линии Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник». Возглавлял БММТ тогда В.И. Тибилов, который содействовал тому, чтобы дети-экскурсоводы нашей школы получали взрослую почасовую оплату.

На гостей производило большое впечатление то, с каким знанием дела, с какой ответственностью и с какой любовью рассказывали школьники о своей «малой Родине». Впрочем, не это главное. Главное, что дети 70-80-х годов получили такой заряд ответственности за свою «малую Родину», который в последующем вывел их на баррикады и в окопы на ее защиту. Только из нашей немногочисленной школы восемь человек погибло в войну 2008 г., а четверо стали кавалерами высшей награды страны – ордена «Уацамонгæ».

Современные школьники-экскурсоводы из бюро «Кругозор» пока только набирают силы, но у них уже выработаны определенные навыки работы. Все они в основном из IX класса. Мы практикуем экскурсии по городу, по Знаурскому, Дзаускому и Цхинвальскому районам Республики, осиливаем и маршрут «Цхинвал – Нар» по Транскаму. В стадии разработки находится «старый-новый» маршрут «Цхинвал – Ленингор».

Разнообразна и тематика экскурсий: историческая, экологическая, обзорная, познавательная, культурная…Чаще всего мы прибегаем к обзорной экскурсии, но самой востребованной и интересной, как показала практика, явилась историческая экскурсия «Старый Цхинвал». Она позволяет экскурсантам окунуться в прошлое родного города, представить его себе как город-крепость раннего средневековья, пройтись по виляющим узким улицам, потрогать остатки вековых стен городских построек, ощутить весь ужас нечеловеческой войны в разгромленном Старом квартале, открыть малознакомую нашим подросткам «Осетинскую слободку» – вместилище всей последующей «сталинирской интеллигенции»…

Неожиданной и новой была для нас предложенная   Аллой Джиоевой тема – «Православная Южная Осетия». Школа очень серьёзно подошла к ее разработке, что оказалось нелегко сделать при скудости соответствующего материала. Маршрут был определен начальником отдела охраны памятников культуры минкульта РЮО Н.Г.Табуевой и охватывал ряд объектов православной культуры от церкви Св.Георгия Кафтинского до Монастерского комплекса.

Текст, конечно, «сырой», но знакомит экскурсантов с краткой историей принятия христианства осетинами, с особенностями храмовой архитектуры, внутреннего убранства наших церквей (скажем, военных из России очень удивил орнамент из «свастики» по внутренней стороне северной стены Храма Рождества Богородицы); осмотр Монастерского комплекса «уводит» в такое отдаленное прошлое, что дух захватывает и не хватает слов для точных определений.

Бюро «Кругозор» провело экскурсии не только всем классам свой школы, но и учащимся почти всех школ города Цхинвала и даже небольшой группе военнослужащих. Мы готовы принять и ровесников из районов, был бы транспорт.

С новейшей историей Южной Осетии самих юных экскурсоводов знакомят школьные учителя истории. Одними из самых любимых предметов в нашей школе, как, впрочем, и в других, признаны «История Осетии» и «Осетинские традиции».            

Как сказала одна из бывших экскурсоводов – «кругозоровцев», «школьное бюро стало для нас энциклопедией края, отложилось в памяти навсегда и стало началом формирования чувства не только любви к «малой Родине», не только гордости за нее, но и безграничной ответственности за все, что с ней происходит, а также стремлением передать своим детям все, что мы о ней знаем, за что любим и ценим». Как говорится, добавить нечего.

Юные экскурсоводы выросли, стали студентами и уже не раз обращались с предложением создать студенческое экскурсионное бюро при ЮОГУ.   Разговор на эту тему в стенах университета состоялся. Поживем – увидим. Стыдно же, когда к группе девушек на улице обратились гости столицы с вопросом: «А кто такой Анахарсис?» – и не получили ответа.

Конечно, здесь приведены не все виды и формы работы, к которым прибегает коллектив школы №3, чтобы вызвать в подрастающем поколении стремление знать свой край, его людей, его прошлое, стремление вложить свой вклад в его лучшее будущее.

В прошедшем учебном году, по совершенно банальным, финансово-хозяйственным причинам не состоялся традиционный апрельский «День города». Это замечательное школьное мероприятие всегда проходит под девизом «Цхинвал – Центр моей Вселенной», занимает целую неделю и выливается в подлинный праздник. Обычно к этой неделе завершается и внутришкольная акция «Кæй фырт дæ?», когда дети рассказывают о своих предках.

Школа переживает трудный период своей истории, но у нас тысячи выпускников во всех сферах деятельности в нашей Республике, много добрых людей по всему миру, а главное – мы заручились обещанием Президента РЮО, что школа №3 будет жить и никто ее не закроет, а он, как показало время, слово держит. Спасибо Вам, Леонид Харитонович, от всех, кто этой школой живет, кто в ней учится и учит.

Одна из давнишних наших выпускниц, незабвенная Раиса Елиозовна Бекоева сказала как-то: «Когда я вижу, что моя третья школа жива, я верю, что мир незыблем».

А.П. ПУХАЕВА, завуч школы №3