/Зима одного художника

Зима одного художника

В конце минувшей недели открылась выставка Бориса Габараева

«Искренность», «чистота», такие эпитеты раздавались со всех сторон во время открытия персональной выставки Бориса Габараева, приуроченной к 60-летию художника. Эти ощущения звучали в унисон с резко наступившем после холодов потеплением, которое всегда приносит с собой гармонию и некую свежесть. На выставку пришли глава государства Леонид Тибилов, представители Союза художников Юга и Севера Осетии, представители научной и творческой интеллигенции, общественность республики. Обращаясь к собравшимся, президент республики подчеркнул: «Мы высоко ценим вклад Бориса Габараева в национальное искусство, и в дальнейшем будем всячески поддерживать его творческую деятельность». В свою очередь председатель Союза художников Южной Осетии Тамерлан Цховребов выразил уверенность, что творчество мастера обретет еще более масштабный характер.

Развернувшаяся выставка явила зрителю безупречную чистоту души художника. Основной мотив творчества художника — родная Осетия и ее жители, природа с бесконечно величественными горными вершинами, не раз воспетыми поэтами, — «Гора Бурсамдзели», «Брошенный аул» и другое.

Выставку Бориса Габараева можно назвать репрезентативной — представляет творчество художника практически с исчерпывающей полнотой. Здесь можно обнаружить все «фирменные» стилистические черты и приемы, сквозные мотивы и персонажи. Борис Габараев удивительным образом органично соединяет национальное и всемирное, мистическое и откровенно чувственное, бытовое и бытийное… Но все-таки главной темой в творчестве художника является тема тех исторических переживаний, которые пришлось пережить осетинскому народу начиная с геноцида в 1920 года («Геноцид», «26 августа», «Облик Цхинвала») и многое другое.

Художник на масштабных холстах разоблачает несправедливую войну, прославляет героизм народа, воспитывает высокое патриотическое чувство. Мастер показывает эпопею подвига осетинского народа, стремится к раскрытию важных или характерных моментов войны. В коротком интервью, которое Борис Габараев дал газете «Южная Осетия», на вопрос есть ли у него работа, которую он выделяет среди остальных и которая, возможно, связана с особыми эмоциями или слаженностью темы, за которую он взялся и, несмотря на все трудности, смог достичь желанного результата, мастер ответил: «Есть, конечно. Меня не только как художника, но прежде всего как гражданина глубоко потрясли события, произошедшие в нашем обществе за последние 20 с лишним лет. Поэтому мною написано много работ, посвященных военным событиям. Эти полотна для меня самые любимые, написал их на одном дыхании».

Понимаю, что это звучит банально, но все-таки художники любят рисовать осень. Конечно, мартовский снег или июльский полдень их вдохновляют. Но всякий живописец, какого бы направления он ни придерживался и какую тематику ни осваивал, непременно в прошлом или настоящем воспевает фантастические краски осени. Своя осень есть и у Бориса Габарева. Он рисует ее искренне, как видит, чувствует, понимает. И еще. Мастер находит оригинальное решение, когда цветами осени пишет замечательные картины «Рождение новой планеты», «Цунарские амазонки» и другое.

Отдельное место в творчестве занимают графические листы художника, на которых он рассказывает о Цхинвале, о сельской жизни. Они очень тихие как тиха сельская жизнь, но при этом полны очарования и какой-то притягательности. В графических работах мастера природа преобладает над мироощущением художника, и даже над людьми. Их фигуры, которые встречаются в графических композициях, в основном очень маленькие, художник дает их силуэты. Смотря на графические листы художника, невольно возникает желание поставить эти фигурки себе на ладонь, и, внимательно поднеся их как можно ближе, рассмотреть.

Выставка расположена в фойе центральной библиотеки им. Анахарсиса и ждет своих посетителей.

Алла ГЕРГАУЛОВА