«Жизнь трагедия. Да здравствует жизнь»

«Мой дом» – под таким названием в фойе киноконцертного зала «Чермен» открылась персональная выставка народного художника Южной Осетии Хсара Гассиева. Выставка приурочена к 85-летию художника.

В наш расхристанный век редкостная целостность творчества Хсара Гассиева, да и самой личности – поражают. Темной полосой пролегли в сознании мастера кисти события, пронесенные через всю жизнь, пришедшуюся на крутой разлом трагических событий 30-х годов 20 века , когда большая часть осетинской национальной интеллигенции попала в жернова жестоких репрессий. Их не удалось миновать и семье художника. Хсар Гассиев и сам живой свидетель трагических событий 1937-1938 гг., горесть которых ему пришлось хлебнуть с лихвой. «Как-то ночью к нам постучались,- с глубокой душевной болью вспоминает художник. – Этот зловещий стук среди ночи мог означать только одно – пришли за отцом, который занимал ответственную должность.

Вместе с отцом арестовали и мою мать. А нас с сестрой и бабушкой грубо выдворили на улицу. Нашим домом на долгое время стал сырой, темный и холодный подвал. Отца вскоре расстреляли, мать долгое время находилась в тюрьме, и только девять с половиной лет спустя ей чудом удалось выбраться. А я стал сыном «врага народа» и тащил на себе этот крест долгие годы».

Глубокая рана, оставшаяся в детской душе художника, прослеживается во многих произведениях разных лет, исполненных преимущественно в холодных тонах. При этом, как заметил сам художник, он любит повторять знаменитую фразу Бетховена «Жизнь трагедия. Да здравствует жизнь». И действительно, даже сторонний наблюдатель, не знающий обстоятельств жизни художника и его семьи, мог бы констатировать мощное жизнеутверждающее начало, живущее в его искусстве. Об этом, в частности, говорила и министр культуры Мадина Остаева. «Жизненный опыт художника наложил глубокую и трагическую печать на его творчество, в то же время его картины отражают любовь к родине, к Осетии. Критики называют его летописцем нашего города. В его картинах оживает старый Цхинвал», – резюмировала она.

О больших творческих достижениях художника говорили в своих поздравительных речах Президент Леонид Тибилов, спикер Парламента Анатолий Бибилов, Председатель Правительства Доменти Кулумбегов и другие официальные лица.

Глава государства, адресовав слова поздравления и благодарности юбиляру, отметил многолетнюю и плодотворную работу художника, внесшего значительный вклад в развитие изобразительного искусства Южной Осетии. Свою высокую оценку президент «подкрепил» вручением высшей награды республики – Ордена Почета.

Как блестящего мастера своего дела юбиляра охарактеризовали коллеги по художественному цеху. В их числе народный художник РЮО, действительный член Российской академии художеств Ушанг Козаев, директор Цхинвальской детской художественной школы Ахсартаг Алборов и другие представители научной и творческой интеллигенции республики.

Писать об этом художнике трудно как раз-таки в силу его целостности – никакого эпатажа, бурных выходок, резких живописных сломов. На его полотнах оживают уголки Старого Цхинвала, и можно даже узнать знакомые лица старожилов этого некогда уютного города. Художник возвышает и одушевляет, делает «музыкальным» самый простой и грубоватый мотив, положим, дымящееся облако над печной трубой одного из домов Еврейского квартала. Картина так и называется «Дом №17 Еврейский квартал». Его стены столь причудливой громадой возносятся к небу, а переливы серо-серебристых тонов столь мягки и гармоничны, что оставляют впечатление какой-то таинственной значительности. По словам самого художника, если тема картины лично пережита им, ее воплощение возникает как бы само собой. Многие считают, что художнику не свойственно философское постижение мира. Но разве эта не философия -запечатлевать простой человеческий быт в лучах чего-то более важного, чем скажем, война или насилие.

Мастер работает каждый день, не дожидаясь лучшего настроения. Он задумывает сюжет, намечает его решение, а потом отставляет холст в сторону. Принимается за другой, третий, четвертый… Многие его картины стоят и ждут своего часа. Художник убежден, что именно движение души определяет мазок и особенно контур. Каждая картина, считает мастер, должна иметь свое решение, в зависимости от того содержания, какое в нее вкладывает автор. Художник упорен в своих пластических решениях, он не мечется в поисках новых выразительных средств, чтобы поразить наше воображение, добиться эффекта, удивить свежими оригинальными новациями.

В творчестве Хсара Гассиева естественно соединились пейзажи – сельские и городские, и в каждом из них своя цветовая партия, своя поэтическая атмосфера. На этих полотнах художника цвета живут в перекличке, одухотворенно проникнуты жизненными токами. Еще более насыщенной и плотной становится живопись художника, когда он обращается к высокогорным деревням Осетии. Темы, которые избирает художник для своих работ, можно обозначить предельно широкими определениями: «Моя земля», «Мой народ», «Мой город». В каждом произведении, при внешней схожей тональности, легко обнаружить множество нюансов, определяющих неповторимость живописной интонации.

«Пишу с натуры много, – рассказывает художник. – То, что написал, – не трогаю. Этому верю. Ведь когда хочешь написать этюд, уже делаешь отбор в природе. Этюд – прежде всего пейзаж состояния». Стремление пластически выразить наиболее типичные и характерные черты своего народа – одна из самых привлекательных черт в творчестве Хсара Гассиева. Куда бы не забросила его судьба, он всегда остается осетинским художником – по выразительной ритмике, психологии, интенсивному ощущению внутреннего мира человека, живущего в горах. Искусствоведы, занимающиеся творчеством того или иного художника, обязательно найдут в творчестве Хсара Гассиева немало интересного для себя. Работы художника находятся в государственных музеях и частных коллекциях в России и Осетии. Выставка продлится до 31 октября.

А. ГЕРГАУЛОВА