Югоосетинская живопись: расцвет или упадок?

Изобразительное искусство за последние годы является одним из наиболее ярких и востребованных форм национальной культуры. Произведения мастеров кисти отражают многообразие современного осетинского изобразительного искусства. Они демонстрируют образ Южной Осетии, ее природу, историю народа, умело передаваемый живописцами с богатым и сложным колоритом, выражающим национальный характер.

В картинах художников республики всегда чувствуется авторское переживание за судьбу народа.

Жанры при этом могут быть самые разные, здесь и модернизм, и импрессионизм, и реалистическая художественная школа. Но лейтмотивом для всех служит национальное начало.

Председатель Союза художников РЮО Тамерлан Цховребов считает, что югоосетинская живопись сегодня находится на достаточно высоком уровне, сумев достичь серьезных успехов за сравнительно небольшое время существования.

 «Эпоха югоосетинской живописи началась с 30-40-х годов прошлого столетия. Это очень маленький срок для этого искусства. На сегодня развитию югоосетинской школы живописи способствует целый ряд факторов. В их числе – прекрасная детская художественная школа, художественное училище, достаточное количество талантливых мастеров кисти, в том числе молодых, вкупе с прекрасной природой, вдохновляющей на творчество – в такой ситуации живопись не может находиться на низком уровне. Тем не менее, нам необходимо развиваться и стремиться к новым горизонтам», – подчеркивает председатель Союза художников.

Сквозь тернии к звездам

Несмотря на оптимистичный настрой, Тамерлан Цховребов признает, что параллельно с успехами есть серьезные проблемы, которые препятствуют дальнейшему развитию живописи в Южной Осетии.

Среди них – отсутствие системной поддержки со стороны государства, плюс неразвитая культура меценатства.

В советское время, во многом, поддержка со стороны государства привела к расцвету югоосетинской живописи в 70-80-е годы, считает Тамерлан Цховребов. В ту пору главенствовала академическая живопись – соцреализм, востребованный государством. Художники каждый год получали госзаказ, государство закупало и музейные работы. В результате художники зарабатывали деньги. Сегодня они предоставлены сами себе, что вынуждает их заниматься подработкой в других сферах. «Для творчества у художников остается меньше времени, что приводит к полупрофессионализму. Художник должен полностью отдаваться творчеству, и только тогда он создаст прекрасные произведения», – уверен глава Союза художников.

По его мнению, если государство каждый год в определенных объемах будет закупать картины у художников, тем самым оно окажет действенную помощь развитию изобразительного искусства Южной Осетии.

«Речь идет не только о поддержке наших мастеров кисти. Ведь произведения изобразительного искусства относятся к национальному достоянию любого государства. Более активная поддержка со стороны государства и общества позволят сформировать среду, необходимую для творчества», – отмечает Тамерлан Цховребов.

Союз художников Южной Осетии за последние годы получает ограниченное финансирование, не находясь на государственном балансе.

Не менее серьезной проблемой для мастеров кисти является отсутствие творческих мастерских. Из примерно 40 художников, входящих в Союз, свои мастерские имеют только 12, причем в них работают 18 художников. Да и имеющиеся мастерские находятся в плохом состоянии. У Союза художников нет средств для ремонтных работ.

Проблемой остается и отсутствие выставочного зала. На сегодня выставки организуются в фойе киноконцертного зала «Чермен».

Между тем, возможности представить свои картины ожидает немало художников. «Счастье художника заключается в простой формуле: творить и выставляться. Художник творит прежде всего для своего зрителя, способного оценить, понять и вдохновить», – говорит Тамерлан Цховребов.

Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, Союз художников разработал проект выставочного зала площадью 450 квадратных метров и представил его в Министерство культуры.

Покупаемость картин также оставляет желать лучшего, мастерские художников завалены картинами. И это при том, что в Союзе художников – профессиональные мастера кисти, закончившие российские вузы.

Сегодня многие молодые художники учатся в российских вузах, однако большинство не приезжают обратно, так как их творчество не востребовано в Южной Осетии. С одной стороны, жители республики высоко ценят и гордятся талантом осетинских художников, охотно посещают выставки. В то же время в Южной Осетии мало кто покупает картины, традиция создавать и пополнять домашние коллекции еще не прижилась, в отличие от той же России и других стран, где художники чаще всего зарабатывают, продавая свои картины.

Руководитель Союза художников и другие опрошенные нами представители югоосетинской школы живописи, отмечая положительные процессы, тем не менее, считают необходимым обратить внимание на решение проблем, чтобы они не превратились в серьезный тормоз для развития изобразительного искусства.

Ведь в живописи, как и во всех других сферах, чрезвычайно важна преемственность поколений.

Живопись как визитная карточка

Югоосетинская живопись за весь период своего развития проходила разные этапы. Искусствоведы выделяют 60 – 70-е годы как время наивысшего расцвета изобразительного искусства в Осетии. Почти каждый из художников сумел создать неповторимый, яркий, индивидуальный стиль в искусстве. Во многом не похожие друг на друга в своем творчестве, они делали общее дело, уводя искусство от традиционного внешнего понятия национального, от излишней экзотики и назойливой атрибутики в сторону более глубокого постижения духовных ценностей своего народа, заставив говорить об осетинской живописи как о серьезном, глубоком явлении.

Эти художники во многом определяют уровень и сегодняшнего дня искусства, будучи своеобразными и талантливыми мастерами кисти. Произведения югоосетинских художников узнаваемы и любимы как в профессиональной художественной среде, так и среди многочисленных почитателей их таланта.

Их творчество всегда задевает за живое, бередит душу, наводит на размышления, вызывая ностальгию по ушедшим временам, образам, людям. Современная югоосетинская живопись очень разная – то нежно-камерная, то мощно-монументальная, то строго реалистичная, или вызывающе красивая, абстрактная. Эти чувства метафорично, красочно, с абсолютным ощущением атмосферы времени, очень личным настроением передаются каждому зрителю, вовлекая его в удивительный мир живописи, создающим мифологические, но в то же время по-человечески притягательные герои, реальность и близость которых достигается за счет осознанного наделения героев современными чертами и образным смыслом.

Современные художники Осетии демонстрируют широчайший спектр течений и стилевых направлений, работая практически во всех жанрах и видах искусства. Доминирующей тенденцией при этом является интерес к традиционной осетинской архаике – и художники дают множество острых, ярких и индивидуальных вариаций этой темы. Закономерный интерес к собственным традициям, к осмыслению кобанского, скифо-сарматского и аланского наследия сочетается с реакцией художников на сегодняшний день Южной Осетии. Архаизация формы как способ обострения стилистики современного художественного языка – явление в целом общеевропейское, но в интерпретации осетинских мастеров кисти выглядит особенно органично.

Сегодня, если провести поверхностный срез этого направления культуры, то можно с удовлетворением отметить, что именно наши художники могут выдавать, как это сейчас модно говорить, конкурентоспособный товар, с успехом участвуя на достаточно престижных выставках не только на территории России, но и в других странах – Бельгии, Франции, Италии и др.

Только за последний год югоосетинские художники приняли участие в 14 выставках, включая экспозиции в столицах европейских государств, таких как Рим, Брюссель и др.

И.ТЕДЕЕВА