Борис Галаев посвятил свою жизнь бескорыстному служению осетинской культуре

Исполнилось 135 лет со дня рождения первого осетинского профессионального композитора, дирижера, музыковеда, исследователя и собирателя осетинского музыкального фольклора, лауреата Государственной премии им. К.Л.Хетагурова, автора вокальных, хоровых и инструментальных произведений, основателя Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» Бориса Галаева.

Его творчество многогранно, своим служением музыкальной культуре Осетии он смог сохранить и передать последующим поколениям богатое наследие песенного творчества. Б. Галаев посвятил свою жизнь бескорыстному служению осетинской культуре.
Борис Александрович Галаев родился в 1889 году в станице Черноярской Моздокского района Северной Осетии в семье учителя. Он рано осиротел и его на воспитание взял живший в Санкт-Петербурге дядя полковник Бекир. Он определил мальчика в Петербургское реальное училище, где проявились музыкальный талант и способности Бориса к учебе. Мальчик активно участвовал в различных кружках: играл в оркестре на кларнете, на фортепьяно и виолончели, пел в хоре училища. Музыкальные занятия в стенах реального училища определили путь музыканта.
В училище произошло знакомство с композитором Римским-Корсаковым, который зачислил его в консерваторию. По убеждению дяди Галаева, осетину надо стать военным, а не музыкантом. По его настойчивому требованию Б. Галаев в 1909 г. продолжил учебу в Тифлисском Михайловском юнкерском училище. Здесь он руководил военным оркестром.
После окончания юнкерского училища в 1913-1917 гг. Галаев служил в кавалерийских частях Кавказской армии, дислоцированных в Иране.
Борис Галаев был активным участником I мировой войны на Кавказском фронте. Галаев показал себя храбрым офицером. На передовой был ранен. За это был произведен в есаулы и награжден тремя боевыми орденами. В 1921 -1923 гг. продолжил военную карьеру в рядах Красной Армии. После демобилизации Галаев продолжил учебу в Ленинграде по классу композиции и дирижирования.
В 1931 году по просьбе Александра Тибилова Галаев переехал жить в Цхинвал. Он организовал духовой оркестр, хор в педтехникуме. В том же году по его инициативе открылась первая музыкальная школа. Блестящий педагог воспитал золотую плеяду композиторов Осетии: Илью Габараева, Христофора Плиева, Дудара Хаханова, Феликса Алборова, Зинаиду Хабалову. Среди его учеников был и талантливый, подающий большие надежды Заур Гаглоев, которому Галаев помог поступить в Ленинградскую консерваторию. Но с началом Великой Отечественной войны ушел на фронт и погиб под Ленинградом.
Борису Александровичу принадлежит заслуга в организации и основании в 1938 году Юго-Осетинского Государственного ансамбля песни и пляски «Симд», бессменным художественным руководителем и дирижером которого он являлся до 1952 года. Свыше ста исполнителей насчитывал ансамбль, включая хор, оркестр национальных инструментов и танцоров. Государственный ансамбль сыграл большую роль в развитии и популяризации музыкального искусства осетинского народа, и в этом была большая заслуга его основателя.
С 1951 по 1959 г. Б.А.Галаев — научный сотрудник Юго-Осетин-ского научно-исследовательского института им. З.Н. Ванеева. Он собирает осетинский музыкальный фольклор, систематически записывал в районах Осетии осетинскую народную музыку. Эти записи вошли в монографию композитора «Осетинские народные песни», которая была опубликована в 1964 году в Москве. Автор помимо народных песен описал осетинские народные танцы, народные музыкальные инструменты.
Галаев классифицировал народные песни осетин: исторические, революционные, героические песни, эпические песни, трудовые песни, свадебные песни, застольные песни, юмористические песни, плясовые песни, лирические женские песни.
Б.А.Галаев подробно описал осетинские народные танцы: популярные обрядовые пляски осетин «Цоппай» и «Чепена» исполняются только в сопровождении хоровых песен, а «Симд» – под песню и под инструментальные наигрыши. «Симд» – подлинная жемчужина осетинского народного искусства; по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных плясок», – пишет Б.А.Га-лаев. Танцы «Хонга» и «Зилга» исполняются парами.
В этой же монографии Галаев описывает осетинские народные музыкальные инструменты: хъисын фандыр, дала-фандыр, дыууадастанон, уадындз, стили, фидиуаг, карцганан, кандзалфандыр. Галаевым обработано для хора и оркестра песни: «Додой», «Хъуыбады», «Чермены зарæг», «Чепена» «Софяйы заæрг», «Хазбийы зарæг».
Б.А. Галаев является автором музыкальной драмы «Нарт Батрадз», музыкальной комедии «Жених», музыки к кинофильмам «Советская Осетия», «Фатима», пьес для фортепиано «Осетинские танцы», «Ханты цагъд» и др. Ушел из жизни Борис Александрович в 1976 году, похоронен в г. Цхинвале.
На улице Пушкина в Цхинвале, в доме, где жил великий композитор, основан его Дом-музей. Сюда может прийти каждый, желающий познакомиться с творчеством композитора, можно посмотреть коллекцию осетинских музыкальных инструментов. Встречи проходят каждый четверг.
Открыт Фонд культуры имени Бориса Галаева, который возглавляет Лиана Гаглойтэ. В фонографическом архиве Академии Наук СССР в Санкт-Петербурге хранились на восковых валиках более 700 песен и мелодий, собранных за 40 лет Борисом Александро-вичем Галаевым. На празднование 130-летнего юбилея Галаева архив передал 700 песен Бориса Галаева одноименному фонду великого осетинского композитора. Имя Бориса Галаева не забыто, оно живет в музыке, творчестве его учеников и последователей, трудах искусствоведов.

Жанна ЦХОВРЕБОВА