Авдæн – колыбель

В народе хорошо знали мастеров по изготовлению колыбели, которые вытачивали удивительно красивые изделия для младенцев. Из разных ущелий шли горцы, чтобы именно колыбель благородной работы стал постелью для детей, семьи, рода.

Слово «Авдан» происходит от числительного семь авд. Оно подразумевает, одну колыбель для семерых младенцев. Чтобы было побольше детей, старейшины придерживались и требовали строго соблюдать неписанный закон: «У родителей не должно быть меньше семерых детей!».
И осетинская люлька «авдæн» состоит из крепления на двух полукольцах, напоминающих два серпа месяца. Она занимала в осетинском доме свое благостное почетное место возле очага.
Лучшая еда в доме, лучшие песни и лучшие мечты связаны с младенцем. А люлька была предметом поклонения и вожделенной мечты. В семье следили за тем, чтобы она не стояла в стороне от очага, большим грехом считалось качать ее пустую — оберегали ее от нечистой силы.
После того, как авдæн отслужит младенцу, ее тщательно чистили, заворачивали в чистые покровы и поднимали на самое высокое место в доме — на чердак, где для люльки было отведено определенное место. Но она там не задерживалась надолго. В скором времени нана — старшей женщине в доме — снова приходилось печь три праздничных пирога в честь новорожденного. Тогда люльку спускали с чердака к очагу. Спускали с поздравлениями и наилучшими пожеланиями, а маленького человечка подобно ангелочку укладывали в удобную кроватку – авдан-люльку.
В Осетии были люльки-авдан, которые служили трем-четырем поколениям в семьях. В авдæн, где, когда‑то в младенчестве лежал дед, потом укладывали его сыновей, а потом и внуков.
Благодаря универсальности конструкции авдæн матери имели возможность заниматься и домашними делами и даже в поле брали с собой авдæн с ребенком.

Подготовила К. БАГАЕВА