«Песня моя, Ирыстон…»

1 марта 1993 года не стало Ильи Габараева, выдающегося осетинского композитора, музыкально-общественного деятеля, председателя Союза композиторов Северо-Осетинской АССР, заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР и РСФСР, человека недюжинного таланта, горячо любившего свою Родину. Большой талант композитора был обращен к народной тематике, к ее лирике, героическому прошлому. Много лет «Песня моя, Ирыстон» Ильи Габараева, получившая признание всесоюзной аудитории, стала неофициальным гимном Осетии, ее визитной карточкой. Композитор прошел большой путь в освоении классической музыки, во всем ее жанровом разнообразии.

В музыке Ильи Габараева тесно взаимодействуют высокий профессионализм и национальная самобытность. Она обладает огромной эмоциональной силой. Известно, что драма была его стихией. Великолепный симфонист, автор музыки ко многим спектаклям и кинофильмам, Илья Габараев вошел в летопись музыкальной культуры прежде всего как автор первой многоактной оперы на осетинском языке «Азау».

Илья Габараев нередко критически высказывался по поводу ярлыков в искусстве, но, тем не менее, «Азау» является первой ласточкой в оперном материале на осетинском языке. «Впервые в осетинской музыке ставились и успешно развивались задачи создания национальной вокальной интонации, психологически достоверных музыкальных образов, нешаблонной и, вместе с тем действенной музыкально-сценической драматургии», – писала музыковед Т.Батагова.

Выпускник Ленинградской консерватории Илья Габараев овладел приемами мастерства контрапункта в совершенстве. Недаром еще в годы учебы за особое прилежание и успехи Габараев получил стипендию им. П.Чайковского. Симфонии Ильи Габараева считаются одними из лучших и поныне. Первая симфония, созданная в 1960 году, вписана в золотые страницы осетинского симфонизма. Особое место в его творчестве занимали фортепианные произведения для детей, а также песни и романсы – задушевные, выразительные, полные лирики и очарования.

Его портретное сходство с Коста Хетагуровым наводило людей, близко знавших его, на мистические размышления. Илья Габараев прекрасно владел словом, был тонким знатоком поэзии, и он, так же, как Коста, нес в себе тяжесть и боль, «былое и думы» своего народа. Поэзия Коста была близка Габараеву, к ней он обращался непрестанно. На стихи Коста им создан ряд произведений, которые и поныне звучат в музыкальной классике осетинского искусства.

Современникам облик Ильи Габараева запомнился задумчивым и несколько угрюмым. Вместе с тем своему родному краю, любимому Ирыстону он отдал весь свой талант, свою любовь, выраженную в звуках и музыке.

Тамара КОТОЛОВА