/Научиться слушать и слышать

Научиться слушать и слышать

Вероника Джиоева, Амага Готти, Сослан Парастаев и другие, — целая плеяда, новое поколение певцов на осетинской оперной сцене — выступили на праздничном концерте в день празднования признания независимости РЮО Россией 26 августа. Предконцертный ажиотаж настраивал на «пленительный лад», выставляя в качестве главного аргумента звезд первой величины. Так сказать, вот они, и есть еще кое-кто. Думается, пресловутое и другие совсем несправедливо по отношению к тем, кто своим талантом украсил этот необыкновенный концерт.

Возвращаясь мыслями к той ночи на стадионе 26 августа, эмоции оживают, сердечно благодаря всем тем, кто принял в них участие. В очередной раз публика убедилась в том, что для того, чтобы быть патриотом, не обязательно носить форму (что похвально само по себе), можно завоевать и покорить публику только одним выступлением.

Но обо всем по порядку. Разговоров о концерте было много. Слухи разнились, ждали приезжих эстрадных, затем говорилось о том, что выступят звезды эстрады Южной Осетии. Медленно, но верно заполнялись трибуны в предвкушении яркого праздника и горячих эмоций. Организаторы давали последние указания. На сцене «разогревался» рахманиновский оркестр, певцы, танцоры, словом, все выступающие. Как отмечали организаторы концерта, заявленная ранее программа была значительно обогащена новыми лицами, что соответствовало истине.

И действительно, амбициозная планка была задана, размах и качество были усилены драматизмом классических номеров. Трибуны с горячим восторгом приняли артистов, танцоров и певцов, а также участников хореографического шоу. Все выступающие раз за разом раскрывали суть и содержание концерта, каждый номер стоил восторженных аплодисментов. Безусловно, не последними по значимости были совместные выступления осетинских оперных певцов с рахманиновским оркестром. Кроме того, с неподдельным энтузиазмом, блеском и артистизмом управляли оркестром юный Хетаг Тедеев и Дана Муриева. Кажется, Сергей Политиков (дирижер прославленного рахманиновского коллектива) и сам бы с удовольствием посидел на зрительской трибуне, наслаждаясь совместной работой молодых дирижеров и своего коллектива. К слову сказать, Сергей Политиков при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры РЮО наш постоянный партнер. Мы привыкли видеть его за дирижерским пультом в дни траура, а также в праздничные дни.

Утолив свой интерес, спустя некоторое время трибуны превратились в сплошной кошмар, переговорное пространство и веселые догонялки. Дело в том, что подобное происходит всегда во время открытых концертов. С завидным постоянством зрители готовы перекидываться репликами, шуршать попкорном и т.д. Как итог — сплошное хождение. И в этот раз, как изволила выразиться соседка справа, «подиум, только успевай разглядывать наряды». Обаятельные красавицы, ухоженные парни, нарядные мамаши с очаровательными детишками существовали сами по себе, сцена — сама по себе.

Между тем продолжался необыкновенный концерт. Оставив все свои дела, отложив гастрольные хлопоты, певцы и певицы академического сольного пения, лучшие голоса Осетии, России и ближнего зарубежья блистали мощным сценическим обаянием, не жалея сил и таланта, рискуя, может быть, даже голосом. Вечер посвежел к ночи, у певцов, как известно, чувствительный голосовой аппарат, нередко нервно, реагирует на температурные перепады, и все же пели красиво, с отдачей, всей душой. Теперь, как подмечали любители классики, совсем по-другому звучали Сослан Парастаев, Амага Готти, Илья Хугаев, удивил и обрадовал своим мастерством Шота Чибиров, поразительно звучно, с совершенным мефистофельским шармом и мощью пел Вадим Чельдиев.

Была программа, может быть, даже одна из лучших за последние пять лет. Как выяснилось, интересы публики значительно разнились. Не понятно, почему подобная серьезная подготовка оказалась невоспринятой большинством. Этому есть одно объяснение. Скорее всего, трибуны ждали «зрелищ» только эстрадного характера, что вполне оправданно на стадионе. Отработанная прежними годами программа с эстрадной популярной музыкой имеет место быть. Только в чем же виноват Григорий Тадтаев, скрипач-виртуоз и надежда осетинских поклонников? Он как и его друзья по учебе, приехал к нам с зарубежных туров, чтобы в такой радостный день поделиться с нами своими мастерством, талантом, мыслями и эмоциями, чтобы превратить хоть один день в настоящий праздник.

Юный виртуоз блистательно исполнил одну из частей «Времен года» Антонио Вивальди. Да и не только о нем речь. Становятся большими мастерами люди из нашей маленькой страны. Трудятся, не ищут заезженных и проторенных путей, добиваются прекрасных результатов. Едут к нам, чтобы поддержать в радости и печали. Мы же, говоря неэтично, позволили себе «ходячий бред». Не срабатывают элементарные нормы поведения, а также заложенное в осетинах непереводимые на другие языки благородные понятия «фарн» и «æгъдау». Исключительно осетинское, наше, родное.

С каждым выступлением со сцены шел позитив классики, это извечно доброй ипостаси искусства человечества. Думается, призыв Вадима Харебова, вызвавшего оживление на трибунах среди оставшихся любителей музыки, делает честь авторитету наших сограждан, профессионально занятых в популярной музыке. «Бонварон» давно стал легендой Южной Осетии, музыканты пользуются заслуженной славой и популярностью, и это бесспорно.

Словом, если верить увиденному на стадионе 26 августа, наше симптоматичное оживление связано с тем, что это место больше располагает к народной музыке, хореографии, а также массовым сценам из быта военной доблести осетин. Еще больше — выступлениям эстрадного жанра, причем одно другому явно не противоречит. Как же научиться нам шаг за шагом, такт за тактом воспринимать ценность и красоту классической музыки? Не все так плохо.

Оставшаяся на сцене команда профессионалов была восторженно принята ценителями классической музыки. В противовес всему тому, что мешает нам быть культурными зрителями, можно сказать следующее: не стоит посыпать голову пеплом, следует принимать верные усилия в одном единственном направлении. Научиться слушать и воспринимать, уважать себя как в первую очередь цивилизованного человека. Все, что от нас требуется — проявить немного уважения к выступающим. Этому не нужно обучаться годами, надо только начать, дальше войдет в привычку. Выступает артист — посиди, послушай, завершился номер — аплодируй, не понравилось — негодуй. Кажется, прав мудрец, однажды объявивший, что все гениальное — просто.

Заслуживают внимания успехи наших соотечественников, снискавших любовь среди широкой публики за пределами нашей республики. Признание коллег в узких кругах — это одно, а народная слава и любовь — совсем другое. Может, стоит начать менять ситуацию с самых молодых лет. Приведем слова великого осетина — Человека Мира Валерия Гергиева. В телевизионном интервью с Владимиров Познером ему был задан вопрос: «Что бы Вы сказали Богу, если бы Вы с ним встретились?». Гергиев ответил: «Если бы я встретился с Богом, я бы попросил его вернуть уроки музыки в школы».

Думается, следует их принимать как руководство к действию. Старая, но верная классическая школа музыкального воспитания может оказаться эффективной и в наши дни.

Удивительный, необыкновенный концерт состоялся. Остались, по обыкновению, эмоции, субъективно-объективные пожелания. Подчеркнем профессионализм и мастерство каждого коллектива, будь то детский ансамбль, оркестр народных инструментов, эстрадный исполнитель или оперный певец. Насыщенной динамике действия могли позавидовать лучшие концертные программы. И формой, и содержанием. Отрадно, что не было ни одного проходящего момента, фальши или бессмыслицы. Пестреющая звездными именами сцена разноцветными кристаллами осветила ночной небосклон праздничного концерта.

Вот если бы мы научились слушать и понимать друг друга, без суеты и раздражения воспринимать происходящее! Прийти к любимым исполнителям, послушать их, а затем разразиться бурными аплодисментами. А потом поинтересоваться друг у друга «ну как, понравилось?». Неспешно разойтись по домам, восторгаясь услышанным, или наоборот. Почему бы и нет, только не стоит это делать сразу и одновременно.

Тамара Котолова