Кто они, певцы-сказители?

В осетинской культуре, как, впрочем и на Кавказе, певцы-сказители занимали особое место. До сих пор нет единого мнения, к кому их причислить, – к певцам или к поэтам.

Существует множество тем, которые в своем творчестве затрагивали народные сказители. Музыкальная энциклопедия дает следующую характеристику тому, кто есть певец-сказитель. «Сказители-исполнители былинных эпических баллад и исторических песен. Происходит слово «сказитель» от сказывать, связано с напевностью декламационной манерой исполнения. Различались сказители, точно воспроизводившие словесный текст, и сказители, создававшие собственные версии и редакции, а также сказители-импровизаторы, при каждом исполнении по-новому излагавшие сюжет». В этом случае нет точного распределения функций поэт-певец.

Дается не совсем определенное значение функционального назначения исполнителя в отличие от певцов, бытовавших, к примеру, в западно-европейской музыкальной культуре. Например, немецкий «миннезингер» переводится как певец любви, и они певцы чаще всего исполняли произведения рыцарской лирики, воспевая культ прекрасной дамы. Мы можем привести только небольшую аналогию с французским трубадуром, который слагал песни, но в отличие от осетинских певцов-сказителей, большая их часть принадлежала к высшей знати.

С давних времен осетинский народ увлекался творчеством певцов-сказителей. В нем он находил ответы на многие вопросы. Более всего народ заслушивался сказаниями из нартского эпоса или же героической лирикой осетинских традиционных песен.

Говоря о значении нартского эпоса в историческом прошлом и будущем осетинского народа, исследователи устного народного творчества осетин едины во мнении. Не будь талантливых певцов-сказителей, которые передавали фольклор из уст в уста, то вряд ли бы мы сегодня владели таким богатейшим народным творчеством, коим является нартский эпос.

В своих произведениях Коста Хетагуров часто обращался к творчеству певцов-сказителей. Он считал, что устная поэзия помогала трудовому народу бороться против угнетателей и поддерживать его устремления к свободолюбию, подпитывая тем самым его богатые духовные силы. Уроженец с.Нар, он и сам любил их слушать. Он старался не пропустить ни одного празднества для того, чтобы послушать любимых исполнителей. Коста Хетагуров, создавая свой первый сборник стихов «Ирон фæндыр», на титульном листе собственноручно изобразил слепого старца с фæндыром. Коста видит в нем прежде всего поэта, который в своих произведениях выражает сокровенные думы народа. Одно из лучших стихотворений «Кубады», переложенное на песни многими известными композиторами Осетии, посвящено изображению печальной участи певцов-сказителей. Тяжела жизнь сказителя Кубады, покинувшего родные края, он, странствующий певец-сказитель, заставляет людей смеяться или плакать.

Конца чудесным

Сказаньям, песням

Не знал Кубады.

Ему внимая,

Смеясь, рыдая,

Все были рады.

Тяжелая жизнь не убила в нем любовь к искусству, в немощном теле старика с годами только крепло и развивалось его поэтическое дарование. Коста знал многих певцов. Один из них – слепой Бибо Дзугутов из селения Батакаюрт. Бибо побывал во многих местах в Осетии и за ее пределами. Всюду вызывал восхищение своими песнями.

Будучи тяжело больным, Коста писал своей родне, что хотел бы послушать хорошего рассказчика и певца, чтобы набраться сил и немного развеселиться. По сравнению с позицией Коста, известный фольклорист, музыкант и педагог Б.Галаев придерживался немного другого мнения. Нисколько не умаляя достоинств поэтического текста, Б.Галаев считал, что в искусстве певцов-сказителей большую роль играла музыкальная составляющая. Он замечал, что классические произведения осетинского героического эпоса – сказания о нартах (кадæг) исполняются на особые напевы речитационно-мелодического склада. Музыкант-поэт в сказаниях о нартах образует в среднем пять или шесть стихов и столько же самостоятельных периодов, образующих развитую музыкальную композицию. При этом каждый мелодический оборот имеет инструментальное обрамление. Певец наигрывает на фæндыре прелюдии и интерлюдии, а во время пения тянет на том же инструменте два остинатных звука в чередующихся интервалах кварты или квинты. Таким образом, Б.Галаев подчеркивал стилистику и музыкальную технику исполнителей.

Выдающийся осетинский художник Махарбек Туганов приводит свою точку зрения, как бы не разделяя особенно функциональное назначение исполнителей эпоса или героических песен. Вот что он пишет об этом: «В старину на народные празднества стекались лучшие силы со всех концов Осетии, устраивалась настоящая, говоря современным языком, олимпиада. Лучшие сказители, представители разных ущелий рассаживались на игорном поле и один за другим состязались в содержательных напевах и пересказах нартских сказаний».

Исторически развиваясь, каждый народ передавал традиции и обычаи своего народа через мифы и легенды, которые слагались веками. Популярность народного творчества со временем не слабела, напротив, возрастала. Выдающийся осетинский исследователь, ученый, лингвист В.Абаев отмечал то большое значение, какое оказало устное народное творчество на осетинский народ. «Фольклор заменил осетинскому народу и литературу, и историю, и школу житейской мудрости», – писал он.

Не каждый мог быть певцом-сказителем, помимо свободного владения материалом, певец должен был обладать магической способностью собирать под звуки своего фæндыра простой народ.

Фигура народного певца достаточно разнохарактерна и неоднозначная. Начиная от двенадцатиструнной арфы Сырдона (за что Сырдону простились все его козни) до хрестоматийного слепого Кубады.

Народных певцов можно было встретить везде: на свадьбах, пиршествах, народных празднествах, Ныхасе, на похоронах (ведь, как известно, некий ритуал, обязательный при погребении умершего, совершался только в присутствии певца-сказителя). Отдавая дань покойнику, певец отправлял его в далекий путь с особыми почестями, например, посвящение коня умершему – в этом обряде не каждый старик мог участвовать – только мастера, чаще всего певцы-сказители.

Историк А.Х. Магометов в своих исследованиях рассказывает о роли певца-сказителя на Ныхасах, при тогдашней горской действительности, когда не было ни школ, ни клубов, Ныхас являлся тогда лучшим местом для практического развития языка. Слушая стариков-рассказчиков, у присутствующего на Ныхасе накапливался богатый запас слов, красивых оборотов, формировалось своеобразное мышление и взгляд на мироздание.

Кроме того, в Осетии наблюдалось одно очень интересное явление – коллективное создание песен. Собиралось несколько человек на Ныхасе или у очага и под нестройный аккомпанемент исполнителя нащупывались мелодия, ритм и слог песен. Поводом для сложения песни могло стать какое-то явление или какой-то яркий подвиг человека (чаще всего погибшего в битве). Тема битвы вообще актуальна не только в сказаниях (где идет борьба с внешними силами, или между героями, или с природными явлениями и даже с богами). Савва Кокиев – историк, этнограф – отмечает и то, что на Ныхасах певцы-сказители своими песнями «карали все, что несогласно с народным мировоззрением или воспевает все, что достойно похвалы».

Таким образом, здесь требовались не только глубокие назначения поэтического материала или слова, но и прекрасное владение музыкальным инструментом.

Имеют место и такие функции -восприятие певцов-сказителей как людей, приближенных к высшим силам. Вот что пишет культуролог В.А.Цагараев в своей книге «Мировое древо».

«В осетинской традиции сказитель имел особое социальное положение, где-то между жрецом и судьей, порой совмещая в себе и ту, и другую функцию. Обычно это были уважаемые люди, к которым обращались за советом в трудную минуту. Они были посредниками при спорных решениях о наследстве, занимались примирением кровников. Им доверяли и общественные деньги, собранные на проведение дорог и строительство мостов. Но, конечно же, в первую очередь народ ценил их за божественный дар слова и музыки, заставлявший плакать и смеяться, приоткрывавший человеку недоступный и манящий потусторонний мир. Музыкальный инструмент в его руках был основным средством магической практики, вызывая у слушателей галлюциногенные ощущения импровизационной вибрацией звука, но воссоздавая через это традиционные, канонические ритуальные конструкции, посредством которых и производилось заклинание и заговаривание духов.

То, что мы сегодня называем талантом, в старину обозначали как дар богов. Он снисходил на человека свыше, поэтому обретение сказителем музыкального инструмента и тайна умения игры на нем приписывалось посредству духов. Часто можно было услышать, что тот или иной осетинский сказитель учился игре на фæндыре ночью и в демоническом месте».

Помимо всего прочего в Осетии большой популярностью пользуются осетинские традиционные героические песни. В этом виде песенного творчества «пальму первенства» держат также певцы-сказители. Говоря об исполнительском искусстве традиционной героической песни, следует особенно указать следующее. Героические песни, в основном исполняются только мужчинами. Героическая песня, основанная на реальных событиях обязательно выполняет воспитательную миссию. В.Абаев считал, что «значение героической песни даже более велико, чем нартовских сказаний. Последние исполнялись сравнительно редко, при особых обстоятельствах и только немногими певцами-сказителями. Героическая же песня сопутствует каждому шагу осетина». Определенно ясно одно: при большом многообразии героической тематики в народном творчестве о героях или событиях, воспевающих героическое прошлое осетинского народа, роль певцов-сказителей из людей, сохранивших для потомков легендарный эпос нартов, переросла в воспитательную и образовательную роль, а также выросла до качества народных трибунов и просветителей. Если с течением времени певцы-сказители по-прежнему вызывают в обществе интерес и их роль в деле воспитания молодого поколения действительно высока, может действительно не столь важно, кто они, поэты или музыканты. Совмещая в одном лице умение и способность выразить на высокой ноте боль, скорбь и радость своего народа, они исторически предопределили важную особенность осетинского фольклора. А именно на примерах былого величия нартов, ярких побед и героического исторического прошлого своего народа воспитывать из поколения в поколение людей, готовых сражаться за идеалы добра и справедливости, любви и мира. Внушить многим последующим поколениям такие ценности человеческого общежития, как любовь и уважение к старшим, почет родителям, свободу и независимость своей родине, сыновьям – любовь к родине и самоотверженное служение своему народу. Они и сейчас среди нас, возможно, слегка изменился музыкальный инструментарий, но разве не об этом песни И.Габараева, Х.Плиева, Б.Газданова, Т.Харебова, Х.Джигкаева, М.Плиева, С.Кулумбегова и многих других?

Совершенно очевидно, в тех случаях, когда есть что сказать людям, одаренным поэтическим талантом и слухом, пример певцов-сказителей становится наглядным пособием для того, чтобы форма и содержание как можно полно раскрылись в каждом определенном случае, будь то песня или сказание. Излагая те самые правильные ценности, о которых в современном мире позабыла молодежь.

Тамара КОТОЛОВА