«Къона» – коллектив музыкантов, энтузиастов

Слегка перефразировав французскую писательницу Франсуазу Саган, спросим: «Любите ли вы осетинский фольклор так, как любят его ребята из «Къона?». В том, что это так, нисколько не сомневались те, кто пришли на их очередное выступление во вторник на сцене Цхинвальского музыкального училища им.Ф.Алборова. Фольклорный коллектив успешно выступает у нас в Республике не первый раз. Энтузиазм и подлинно высокое служение осетинской песне, осетинскому музыкальному искусству в том формате, в котором работают эти музыканты, вызывает высокую оценку и всеобщее одобрение.

«Къона» – это творческое содружество людей, пропагандирующих игру на архаичных и нужных в быту старинных инструментах осетинского фольклора. Таких как дыууадæстынон фæндыр (эпический инструмент нартов, омытый слезами нарта Сырдона), далафæндыр (поддерживающий лирический аккомпанемент), уадындз (пастушья свирель, известная еще с ветхозаветных времен нам более близкая из нартского эпоса как волшебная свирель Ацамаза), хъисын фæндыр (или «свиная» голова, как в высокогорье его называют осетины, игра на котором в трагические дни зимних лавин вызволяла людей из-под снега) и т.д.

Представленная в этот раз концертная программа была обогащена новым материалом, включая собственные сочинения, а также демонстрацию новых инструментов, уже включенных в репертуарную политику коллектива. Но обо всем по порядку.

Ведущий, участник концерта Таймураз Берозов нащупал нить взаимодействия с публикой с первых же слов. Он настроил зал на вдумчивое и осознанное восприятие представленного материала. Как былинный сказитель, Таймураз свободно, просто и непринужденно предварял каждое выступление коротеньким рассказом о том, как слагалась песня, или пояснял смысл и назначение того или иного инструмента. Зрителям небезынтересны были его истории о том, как в очередной раз группа обзавелась новыми инструментами, которых уже нет в фольклорных ансамблях и народных коллективах. К примеру, разновидность свирели, как пояснил Таймураз, они привезли из дигорской деревни. Она сделана из металлической полой трубы с тремя отверстиями. Играть на ней не так-то просто, она требует определенной виртуозности и мастерства. «В оригинале, как нам сказал Ламбег Цоппойты, который сам виртуозно играл на свирели, на трубе два отверстия. Но мы пока не умеем играть так же хорошо, как играл он. Кстати, этот старик, которого уже нет в живых, и научил нас, как правильно играть на этом инструменте». Интерес к народному инструментарию музыкальной культуры осетин в группе крайне высок. Этому есть несколько причин. Главная и основная – любовь к осетинской музыке, точнее, как это ни удивительно звучит из уст музыкантов – любовь к осетинскому языку. После концерта Таймураз Берозов с горечью заметил: «Мы хотим, чтобы в быт вернулся осетинский язык через песню и музыку, чтобы язык развивался, потому что нет должного отношения к нему. Без языка молодежь теряет свою национальную оболочку».

Тем временем зрители втянулись в ритм и музыку осетинского фольклора, очарованные беседой ведущего и профессионально грамотным исполнением ребят. Не теряя сюжета в ведении концерта, ведущий объявил о премьере песни, посвященной памяти Владика Джиоева. Сюжетная канва героических песен осетин в кажущемся моноисполнении, сдержанно-строго всегда особенно остро передает трагизм и вместе с тем пафос непростых переживаний, связанных с текстом. Музыка только усиливает воздействие, и этим премьера песни была весьма впечатляющей. После ее исполнения многие в зале аплодировали стоя.

Атмосфера концерта в хорошем смысле домашняя (т.е. исчезло ощущение гостевого участия или зрительского неприятия), во многом складывалась благодаря большому труду как исследователя и композитора Ф.Алборова. Ведущий концерта нередко ссылался на его книгу «Музыкальные инструменты осетин», которая стала настольной для коллектива молодых музыкантов. Во всяком случае, зрителю были рассказаны некоторые подробности из жизни музыкальных инструментов, а также перипетии, связанные с вновь представленным инструментом, который вызвал всеобщее оживление. Речь идет о волынке, которая хорошо известна в музыкальном творчестве в ряде кавказских республик и европейских стран: Франции, Шотландии и т.д.

Воистину талантливый реставратор и мастер, «золотые руки» Сослан Моуравов, как пояснил ведущий, передал схему осетинской волынки, взятой из книги Ф.Алборова. Правда, в итоге изготовил ее другой мастер Даниил Щербина, за что ему признательны музыканты. Слегка поскромничал ведущий, объявив, что еще не владеет в полной мере инструментом. Игру на волынке публика встретила горячими аплодисментами.

Действительно, каждое выступление «Къона» – это большое культурное событие. Это не поворот к монокультуре, а наоборот, умелый и грамотный подход к национальной культуре. Широки возможности осетинских музыкальных инструментов, близких нам по духу. Задействованные в народном фольклоре, они способны через этномузыку теснее сплотить и сблизить нас.

Участники группы «Къона», а их на этот раз было всего пять человек – это обыкновенные люди, которые живут рядом с нами. Но их служение своей культуре вызывает много чувств и эмоций, самая сильная из которых – гордость. Пусть на средства спонсоров нередко на свои эти большие музыканты делают свою работу честно, грамотно и профессионально. Тем временем Таймураз Берозов, Александр Бестаев, Натия Тедеева, Давид Батагов и Олег Тотоев завели зал шуточной песней о том, что делать тем, у кого жена красивая, сварливая, тощая и т.д. На варианты ответов публика не скупилась, делилась щедро, что вызвало всеобщее удовлетворение.

Вообще выделять одно какое-то выступление – дело нелегкое. Может, даже неблагодарное. Все, что исполнялось, было музыкально правильно, трогательно, искренне воспринималось публикой. Фольклорная составляющая – это только средство воздействия на публику. Самое главное привлечь ее к хорошей музыке, к музыке своего народа. «Все новое – хорошо забытое старое, – сказал один из лучших певцов Осетии Инал Алборов. – То, что делают ребята – это очень приятно и радует. Спасибо, что приезжают, они хорошие музыканты, профессионалы, стараюсь приходить на их каждый концерт».

Много слов благодарности было высказано по окончании концерта музыкантам, публика расходилась неохотно. Все подметили, что два часа пролетели совершенно незаметно.

Тамара КОТОЛОВА