Искусство не может жить в замкнутом мире…

Осетинский этнос, невзирая на суровый уклад жизни, напрямую связанный с природным ландшафтом, сложные страницы истории осетинского народа, полные героизма и одновременно трагизма, отнюдь не способствовавшие реализации творческого потенциала, заложенного в небольшом народе, тем не менее, всегда являл миру таланты, масштаб и значение деятельности которых, неминуемо перерастали рамки осетинского социума, становясь достоянием других стран, в первую очередь России.

В постоянном синтезе именно с ее многогранной, многоликой культурой развивались основные направления искусства Осетии как Южной, так и Северной.

Одним из направлений, где творческий потенциал нации проявился ярко и самобытно, стала живопись, которая издавна входит в число визитных карточек осетинского народа. Как отмечают искусствоведы, в полиэтничной и поликультурной картине Кавказа, многогранное изобразительное искусство Осетии заслуживает неизменный зрительский интерес и профессиональное признание благодаря уникальному творческому лицу, сформированному многими поколениями осетинских художников.

Свое начало оно берет в тысячелетних художественных традициях предков осетин. Здесь можно вспомнить и «звериный стиль» кобанской культуры, и декоративно-прикладное искусство: керамика, резьба по дереву и кости, работы по камню, художественная обработка металла, художественное шитье и многое другое. Последние раскопки на территории Южной Осетии вновь дали богатый материал, свидетельствующий о развитии различных форм изобразительного искусства на территории нынешней РЮО.

На уровень профессионального искусства это богатое наследие вывели первые профессиональные художники Осетии – Коста Хетагуров и Махарбек Туганов, отличавшиеся высоким уровнем понимания задач, стоящих перед осетинской национальной культурой.

Махарбек Туганов большинством искусствоведов по праву признается центральной фигурой осетинского искусства не только начала, но, возможно, и всего XX века. Туганов стал настоящим хранителем нравственных и этических традиций национальной культуры, талантливо соединив европейский художественный опыт и традиционную культуру Осетии.

Югоосетинская живопись за весь период своего развития прошла разные этапы. Искусствоведы выделяют 60-е – 70-е годы прошлого века, как время наивысшего расцвета изобразительного искусства в Осетии. Почти каждый из тогдашних художников сумел создать неповторимый, яркий, индивидуальный стиль в искусстве. Во многом не похожие друг на друга в своем творчестве, они делали общее дело, уводя искусство от традиционного, внешнего понятия национального, от излишней экзотики и назойливой атрибутики в сторону более глубокого постижения духовных ценностей своего народа, заставив говорить об осетинской живописи, как о серьезном и глубоком явлении.

Сегодня, если провести поверхностный срез этого направления культуры, можно с удовлетворением отметить, что именно наши художники могут выдавать, как это сейчас модно говорить, конкурентоспособный товар, с успехом участвуя на достаточно престижных выставках не только на территории России, но и в других странах. Современные художники Осетии демонстрируют широчайший спектр течений и стилевых направлений, работая практически во всех жанрах и видах искусства.

Доминирующей тенденцией при этом является интерес к традиционной осетинской архаике в национальной культуре и художники дают множество острых, ярких и индивидуальных вариаций этой темы. Закономерный интерес к собственным традициям, к осмыслению кобанского, скифо-сарматского и аланского наследия, сочетается с реакцией художников на сегодняшний день Южной Осетии. Архаизация формы, как способ обострения стилистики современного художественного языка – явление в целом общеевропейское.

За последний период были организованы выставки в различных регионах и городах России – Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Москве, Саратове, Волгограде, а также в таких странах как Франция, Бельгия. В ближайшее время планируется провести выставку в Турции. На экспозиции в Стамбуле будут представлены работы Шалвы Бедоева, Магреза Келехсаева, Вадима Пухаева и др. Организация зарубежных выставок большей частью происходит по линии Ассоциации осетинских общин «Возрождение».

Большим успехом в России пользовалась выставка расстрелянных картин. В свою очередь картины российских художников стали намного чаще выставляться в Южной Осетии. Часть картин была передана в дар художественной галерее «Арвырон».

Югоосетинские художники также регулярно принимают участие в различных проектах, в частности: «Золотая кисть», «Диалог культур в академическом пространстве». В числе художников, чьи картины демонстрировались на этих выставках – Т. Цховребов, М. Шавлохов, Л. Касоев, В. Санакоев, У. Козаев и А. Алборты. После проекта «Диалог культур», лучшие работы были отобраны Российской академией художеств для экспонирования в Париже, в выставочных залах штаб-квартиры ЮНЕСКО. Во Франции среди картин лучших художников Европы были работы Ушанга Козаева и Ахсартага Алборты, там же выставлялись и графические работы Виталия Цховребова. Все это говорит об уровне изобразительного искусства в Южной Осетии.

Однако при более внимательном анализе ситуации в сфере изобразительного искусства обнаруживаются серьезные проблемы, которые вносят свои коррективы в вырисовывающуюся радужную картинку. Более того, если имеющиеся проблемы не будут решены в ближайшем будущем, то это уже скоро станет серьезным фактором, тормозящим развитие живописи, где как и во всех других сферах культуры, чрезвычайно важна преемственность поколений.

Все опрошенные нами деятели культуры, знающие изнутри сферу изобразительного искусства, обозначают ряд основных проблем. Первой из них они называют невостребованность творчества художников в самой Республике и недостаточное внимание со стороны государства.

По словам председателя Союза художников Тамерлана Цховребова, сегодня сфера живописи испытывает много проблем, которые не решаются годами. Самой насущной из них для него является нехватка художественных мастерских, без которых немыслима полноценная работа художника,

«Художникам нужны мастерские для творчества, но только у 12 художников из более чем 40 есть мастерские. Местные художники регулярно получают звания заслуженных и народных художников, однако звание не влечет за собой ощутимых денежных выплат. В России звание заслуженного художника означает дополнительные денежные выплаты. К примеру, в Дагестане ежемесячно выплачивают надбавку в размере 5 тысяч заслуженному художнику, и 6 тысяч народному, таким образом они способствуют поднятию отечественного искусства. Художник не бизнесмен, который занят только зарабатыванием денег», – считает Тамерлан Цховребов.

Кроме того, единственный выставочный зал уже который год находится в плачевном состоянии. Между тем, без постоянно действующей художественной галереи говорить о популяризации изобразительного искусства занятие неэффективное. Чтобы содержать зал и платить налоги Союз художников сдает в аренду фойе зала под магазин национальных сувениров. По словам Тамерлана Цховребова, им нужна либо помощь со стороны Правительства, либо госзаказы.

Глава Союза также поднял вопрос о том, что в РЮО, деятелям каждого направления искусства – танцорам, музыкантам, певцам, артистам платят зарплату. «Я ничего не имею против, но сегодня сложилась ситуация, что одни только художники ничего не получают, для них получается изобразительное искусство как хобби, они вынуждены работать по другой линии и фактически чисто профессионально своим искусством не занимаются. Между тем, художник должен творить, а не думать круглые сутки о хлебе насущном», – отмечает Тамерлан Цховребов.

Ситуация для художников осложняется и тем, что материалы для работы обходятся недешево. К примеру для картины размером метр на метр требуется материалов на сумму до 5 тысяч рублей.

Покупаемость картин также оставляет желать лучшего, мастерские художников завалены картинами. И это при том, что в Союзе художников действительно подготовленные кадры, закончившие высшие учебные заведение в российских вузах. Сегодня многие молодые учатся в российских вузах, однако большинство не приезжают обратно, поскольку их творчество не востребовано в Южной Осетии. С одной стороны, жители Республики высоко ценят и гордятся талантом осетинских художников, охотно посещают выставки. С другой, в Южной Осетии мало кто покупает картины, традиция создавать и пополнять свои домашние частные коллекции еще не прижилась здесь, в отличие от той же России и других стран, где художники чаще всего зарабатывают, продавая свои работы.

Тамерлан Цховребов отметил и еще одну проблему, связанную с современными информационными технологиями. «Сегодня люди, прежде всего, ищут искусство в Интернете, но чтобы открыть сайт, тоже нужны деньги. На Осинформе размещен перечень художников и их картины, но своего сайта у нас нет», – сказал председатель Союза художников.

Другие респонденты – директор художественного училища Заур Козаев и директор художественной галереи «Арвырон» Джульетта Цховребова, обозначили примерно те же проблемы в сфере изобразительного искусства. По общему мнению, часть проблем была бы снята при более активной поддержке со стороны государства, но в тоже время югоосетинские художники признают, что у Республики сегодня множество не менее актуальных проблем, что объясняет недостаточное финансирование изобразительного искусства.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что хотя о «золотом веке» югоосетинской живописи говорить не приходится, тем не менее, предсказывать ее полный упадок тоже занятие неблагодарное. После Махарбека Туганова в Южной Осетии появилась целая плеяда замечательных художников, многие из которых и сейчас продолжают творить, несмотря на войну и поствоенные неурядицы. В их числе Магрез Келехсаев, Ушанг Козаев, Шалва Бедоев и десятки других, без творчества которых сегодняшняя осетинская культура немыслима. Во многом, благодаря их деятельности в югоосетинской живописи не произошел разрыв поколений. Однако без своевременного решения сегодняшних проблем, преемственность поколений может прерваться.

Помимо создания необходимой инфраструктуры для развития изобразительного искусства, что, безусловно, в нашем случае является прерогативой государства, многое зависит и от самих художников. Достаточно привести в пример деятельность Махарбека Туганова, который, не ограничиваясь одной лишь сферой творческой деятельности, был активным пропагандистом художественной культуры в Осетии. Он организовывал выставки, писал многочисленные статьи об искусстве в Осетии.

В нашей Республике как-то не сложилась традиция регулярно проводить круглые столы на тему искусства, с участием подрастающего поколения и просто его ценителей. Опять-таки, за редким исключением, нет дискуссионных статей о новых веяниях в культуре Осетии, тех или иных направлениях в искусстве. Здесь сказывается и то, что культурология, как наука, в Республике не развивается, почти нет людей, которые бы специализировались как эксперты в области культуры. К примеру, в Северной Осетии есть подготовленные кадры искусствоведов, которые анализируют разные направления искусства, в том числе изобразительного, следят за творчеством художников и других деятелей культуры. В Южной Осетии, к сожалению, этого пока нет. Следует также учитывать, что сегодня в современной художественной культуре академическое мастерство является лишь одной из разновидностей искусства в ряду десятков иных видов – это и видеоарт и инсталляции, и андеграундное искусство, и граффити, и артфотография и многое другое. Перспективы их развития в условиях Южной Осетии также должны стать предметом изучения.

Культурная проблематика должна стать широко обсуждаемой, как и политическая, для повышения ее значимости и популяризации в обществе. Искусство никогда не может жить в замкнутом мире, в подполье, оно должно циркулировать в массах, отражая их умонастроения и чаяния, и одновременно влияя на них.

Алла ГЕРГАУЛОВА